“Реквием” анализ поэмы Ахматовой

В основе поэмы “Реквием” Анны Ахматовой лежит личная трагедия поэтессы. Анализ произведения показывает, что написано оно под влиянием пережитого в период, когда Ахматова, простаивая в тюремных очередях, пыталась узнать о судьбе своего сына Льва Гумилева. А он трижды арестовывался властями в страшные годы репрессий.

Писалась поэма в разное время, начиная с 1935 года. Долго это произведение хранилось в памяти А. Ахматовой, читала только друзьям. А в 1950 поэтесса решилась записать его, но опубликовалось оно только в 1988 году.

По жанру “Реквием” задумывался как лирический цикл, а позднее уже был назван поэмой.

Композиция произведения сложная. Состоит из таких частей: “Эпиграф”, “Вместо предисловия”, “Посвящение”, “Вступление”, десять глав. Отдельные главы имеют название: “Приговор” (VII), “К смерти” (VIII), “Распятие” (X) и “Эпилог”.

В поэме речь идет от имени лирического героя. Это “двойник” поэтессы, авторский прием выражения мыслей и чувств.

Главная идея произведения – выражение масштабов народного горя. Эпиграфом А. Ахматова берет цитату из своего же стихотворения “Так не зря мы вместе бедовали”. Словами эпиграфа выражена народность трагедии, причастность к ней каждого человека.

И дальше в поэме продолжается эта тема, но масштаб ее достигает громадных размеров.

Анна Ахматова для создания трагического эффекта употребляет практически все стихотворные размеры, различный ритм, а также разное количество стоп в строках. Этот ее личный прием помогает остро ощутить события поэмы.

Автор использует различные тропы, которые помогают осмыслить переживания людей. Это эпитеты: Русь “безвинная”, тоска “смертельная”, столица “одичалая”, пот “смертный”, страданье “окаменелое”, локоны “серебряные”. Много метафор: “лица опадают”, “летят недели”, “перед этим горем гнутся горы”, “песню разлуки паровозные пели гудки”. Встречаются и антитезы: “кто зверь, кто человек”, “И упало каменное сердце на мою еще живую грудь”.

Есть сравнения: “И старуха выла, как раненный зверь”.

В поэме присутствуют и символы: сам образ Ленинграда – наблюдатель горя, образ Иисуса и Магдалины – отождествление со страданиями всех матерей.

Чтобы оставить память об этом времени, автор обращается к новому символу – памятнику. Поэтесса просит поставить памятник у тюремной стены не ее музе, а в память о страшных репрессиях 30-х годов.



“Реквием” анализ поэмы Ахматовой