Рекомендации по написанию третьего блока сочинений Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
Общие тезисы по теме:
Русская классическая литература представляет благодатный материал для воспитания в человеке любовного отношения к природе. Трудно найти в мире другую национальную литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме “Природа и человек”. Описания природы в
Английский писатель Ч. Сноу, говоря об отличии английской литературы от русской, заметил: “Почти во всех произведениях русской литературы и прежде всего Толстого английский читатель ощущает дыхание необъятных пространств, бескрайних русских равнин”.
1.Тезис: “Человек и природа – единое целое. Все мы – порождение
И. С. Тургенев “Записки охотника”, “Отцы и дети”
И. С. Тургенев в историю русской литературы вошел как художник, который показывает первозданную общность природы с человеком. Хорошо известны его слова: “Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячами нерасторжимых нитей”. Ощущение своего единства со всем живым на земле определяет нравственные свойства многих его героев.
Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает ее как мастерскую, а человека – как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой.
Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней.
М. Пришвин “Кладовая солнца”
В произведении “Кладовая солнца” Пришвин высказал в нем свои сокровенные мысли о взаимоотношениях человека и природы: “Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни”.
“Слово о полку Игореве”
Природа в “Слове” наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радости.
В. Астафьев “Царь-рыба”
В “Царь-рыбе” Виктор Астафьев пишет о животворящем начале соединения человека и природы. Отношения человека и природы, по мысли Астафьева, должны строиться на принципах гармонии. Попытки “покорения” природы способны привести к гибели всего.
Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни.
Тезис: Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым.
В. Шукшин “Старик, солнце и девушка”
В рассказе Василия Макаровича Шукшина “Старик, солнце и девушка” мы видим пример отношения к родной природе. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Девушке-художнице, которая находится рядом с ним, он ежеминутно комментирует меняющиеся краски заката.
Каким неожиданным будет для нас, читателей, и для героини открытие, что дед, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!
Ф. Абрамов “Есть, есть такое лекарство”
“…Баба Маня встала. Встала, с трудом добралась до дома и слегла: у нее началось двустороннее воспаление легких. Больше месяца не поднималась с постели баба Маня, и врачи не сомневались: умрет старуха.
Нет на свете такого лекарства, чтобы старого человека воскресить из мертвых. Есть, есть такое лекарство! Его бабе Мане принесли скворцы…”
Ю. Яковлев “Разбуженный соловьями”.
Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что-то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства.
Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.
В. Шукшин “Залетный”
Саня Неверов, герой рассказа В. М. Шукшина “Залетный”, по его словам, “всю жизнь жил неправильно”. А вот когда заболел и смерть постучала в его дверь, ему вдруг страстно захотелось жить. Жить, чтобы созерцать красоту природы, которую раньше просто не замечал. “Сорок раз видел весну, сорок раз!
И только теперь понимаю: хорошо. Дай нагляжусь на нее, на весну! Дай нарадуюсь!”- говорит он.
Л. Н. Толстой “Война и мир”. Эпизоды “Ночь в Отрадном”, “Дуб”.
Не может оторваться от созерцания прекрасной лунной ночи героиня романа “Война и мир” Л. Н. Толстого Наташа Ростова. Она так восхищена ночным пейзажем, что не может даже думать о сне. Андрей Болконский, тоже любовавшийся прекрасной ночной картиной и случайно подслушавший восклицания девушки, очарованной красотой ночи, неожиданно придет к выводу, что “жизнь не кончена в тридцать один год”.
Тезис: Необходимо бережно относиться к природе.
Сент-Экзюпери “Маленький принц”
Очень важная мысль сказки-притчи бесхитростно выражается в словах главного героя – Маленького Принца: “Встал, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету”. Человек – не царь природы, и если он не следует ее законам, то извечный миропорядок может нарушиться, – считает автор. Устами еще одного героя сказки – Лиса – автор напоминает нам, людям: ” Мы в ответе за тех, кого приручили”.
Б. Ш. Окуджава “Мышка”
Тезис:”Мы в ответе за тех, кого приручили”.
Н. Д. Телешов “Белая цапля”.
Тема потребительского отношения к природе. Проблема ответственности человека за свои поступки.