Рекомендации к сочинению по рассказу Астафьева «Пролетный гусь»

В аналитической части рецензии обращается внимание на идею рассказа. Характеры героев рассматриваются в их противопоставлении (Данила — Владимир Федорович; Марина — Нелли Сергеевна), при этом выделяются почти все основные приемы, используемые писателем для создания образов: портрет героя; описание реалий его быта; изображение внутреннего мира персонажа, его мыслей, чувств; описание действий и поступков героя; характеристика его другими персонажами; прямая авторская характеристика.

Проследим отмеченные автором рецензии особенности

создания писателем образа Владимира Федоровича Мукомолова. Обращение к образу персонажа следует сразу же после того, как сформулирована идея произведения («народ-труженик живет в родной стране на положении сироты») и определено отношение В. Астафьева к описываемым событиям («Страна восстанавливается после войны каторжным трудом и энтузиазмом простых людей, а процветает партийная элита»).

Подтверждению этой мысли и служит рассмотрение образа Мукомолова. Рецензент обращает внимание и на презрительное, насмешливое отношение автора к герою, представителю партийной элиты, приспособленцу с

барскими замашками. Анализ характера Владимира Федоровича в рецензии ведется путем сравнения (на основе контраста) с характером Данилы Солодовникова. Кроме того, выделяются и такие способы создания образа персонажа, как

Характеристика его другими героями (мать, Хрунычиха);
открытая авторская характеристика;
описание поступков героя (издевательство над Солодовниковыми);
изображение реалий быта (например, «Волги»);
«говорящая» фамилия.

Отмечается (хотя термин и не называется) еще один способ характеристики героя: реминисценция. Действительно, в наказе отца Мукомолова довольно прозрачен намек на общеизвестные в художественной литературе наказы, причем наказы со знаком «минус». Из доминант формы в рецензии выделяются самые яркие — композиция, включающая ретроспективный пласт повествования и позволяющая показать взаимосвязь прошлого и настоящего в судьбе героев; внесюжетные элементы: портрет, интерьер, символическое название произведения.

Следующий компонент рецензии — определение места произведения в творчестве писателя или в литературном процессе. Этот компонент в композиции рецензии может выполнять либо роль вступления, либо роль заключения (как в данном случае). И в той, и в другой позиции значение его огромно: он определяет угол зрения рецензента на произведение, что, в свою очередь, влияет на направленность анализа.

Например, новаторство художника слова в области формы заставляет в рецензии уделять основное внимание именно этой стороне произведения; интерес же читателя к проблемам, затронутым автором, делает доминирующим анализ содержания (как в рецензии на рассказ В. Астафьева).

Рассказ «Пролетный гусь» органично «вписывается» в круг последних произведений В. П. Астафьева («Прокляты и убиты», «Обертон», «Так хочется жить», «Жестокие романсы» и др.) и продолжает начатую в них традицию «открытого разговора» о судьбе человека в обществе. Судьба героев произведения показывает отношение к человеку-труженику в условиях тоталитарного государства. Писатель в рассказе ведет разговор начистоту, намеренно «укрупняет» явления и заостряет проблемы, чтобы читатель почувствовал «ожог правдой».

Наличие данного компонента обязательно в рецензии, создаваемой учеником выпускного класса. Он позволяет выпускнику продемонстрировать не только круг чтения, но и понимание особенностей литературного процесса в целом или же творчества отдельного писателя. Последний элемент композиции рецензии — привлечение внимания читателя к произведению, что является одной из задач речевого высказывания данного жанра.

Собственно, реализации этой задачи подчинено все содержание рецензии, поэтому, на наш взгляд, школьник может обойтись без явного обращения к читателю своей рецензии (как и сделано в рассматриваемой нами рецензии).

А что могло бы представлять собой такое речевое обращение? Приведем наш пример:
К астафьевской прозе конца минувшего столетия и начала нынешнего можно относиться по-разному: можно ею восхищаться, а можно негодовать по ее поводу, но отрицать, что она «другая» (в ней новые темы, новые герои) и без нее представление о творчестве писателя, о современной русской литературе будет неполным, нельзя. Следует остановиться и на особенностях выражения оценки произведения. Нельзя отрицать отражения в ней эстетических вкусов рецензента, его субъективного восприятия, читательского пристрастия, что дает возможность отнести сочинение-рецензию к «личностным жанрам».

В таком случае оценка может быть эмоциональной (выражать душевные переживания автора, передавая их при помощи знаков препинания, порядка слов в предложении, различных грамматических конструкций — вопросительных и восклицательных предложений — и др.).

Для того чтобы оценка (при ее эмоциональности) была максимально объективной, ее необходимо аргументировать. Именно аргументированная оценка является «жанрообразующим элементом рецензии».

Самый распространенный аргумент автора рецензии — использование «чужого слова», что достаточно ярко проявилось в анализируемом сочинении. Мы рассмотрели структуру произведения, создаваемого в жанре рецензии. Разумеется, вопрос об особенностях этого жанра нуждается в дальнейшем исследовании, а методика развития речи требует от методистов, учителей-словесников определения эффективных приемов обучения учащихся созданию речевых высказываний разных жанров, в том числе и рецензии.


Рекомендации к сочинению по рассказу Астафьева «Пролетный гусь»