“Река раскинулась. Течет, грустит лениво…” анализ стихотворения Блока



Образ России в творчестве русского поэта-символиста Александра Александровича Блока сложен и многогранен. Сам он утверждал, что все его творчество – о России. На одном из творческих вечеров он произнес ставшие впоследствии знаменитыми слова о том, что этой теме он “сознательно и бесповоротно” посвящает жизнь, что именно в России – “жизнь или смерть, счастье или погибель”.

После поражения первой русской революции, в начавшиеся годы реакции, поэт-символист меняет прежнюю тематику творчества, создавая проникнутые верой в

будущее своей Родины стихотворения “Россия”, “Русь”, “О, весна…”, циклы “Родина”, “На поле Куликовом”. Их проблематика и патриотическая настроенность определили новый этап в развитии поэтического таланта Александра Блока.

По мнению поэта, величие России заключается в ее исторических свершениях, которые еще не всеми и не до конца осознаны. И теперь прошлое страны взывает к будущему, преподнося уроки истории. Романтика этого призыва ярче всего звучит в цикле “На поле Куликовом”.

Образная символика весьма характерна: крики лебедей, орлиный клекот, бег коня. Тревожное

ощущение ожидания исторических свершений автор вызывает у читателя не столько образным рядом, сколько самим ритмом стихов, зловещим пейзажем: “Закат в крови!”

Начиная свой творческий путь, молодой Александр Блок стремился к мистике, остро ощущая свою субъективность. Для него с юности были характерны поиски соединения личного, интимного с общим, вечным. Но в пору юности общее и вечное понимались только мистически.

В дальнейшем творчестве “общее” становится конкретным и социальным – это прежде всего родина, которая воспринимается Блоком напряженно-интимно, как личная лирическая тема.

В стихах цикла “На поле Куликовом” субъективность оборачивается чувством народной всеобщности. Начинающего поэта беспокоила проблема самоопределения. Замечательно начало первого стихотворения из цикла – “Река раскинулась”.

Это пролог ко всему циклу, поэтому и лирический герой испытывает состояние накануне битвы: он полон нетерпения, но его пугает неизвестность грядущих событий.

Неторопливый ритм стиха, повторяющееся упоминание грусти (“река грустит” и “в степи грустят стога”), взгляд, привычный к неяркой красоте Руси, к неброским среднерусским пейзажам, неожиданно прерывается строфами, звучащими призывом и клятвой:

О, Русь моя! Жена моя!

Понятия “родины” и “жены” слились для героя воедино. Социальное и личное, “гражданственное” и “лирическое” здесь неразрывны. Это новое качество поэзии Блока проявилось не случайно.

Оно рождено временем “между двух революций”, когда стала обостренно ясной связь жизни каждого отдельного человека с судьбой народа, страны.

Замечательно начало стихотворения:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега.

Неторопливый ритм стихотворения, задаваемый короткими отрывистыми предложениями, повторяющимся дважды эпитетом “грустный”, как будто скользящий вдоль всего течения реки взгляд героя, отмечающего неяркий пейзаж, сменяется резкими, отрывистыми предложениями, наполненными обращениями и восклицательной интонацией. Эти две строфы напоминают призыв или даже клятву верности своей стране, на которую наступает мгла – “ночная и зарубежная”.

Поэты-символисты не считали Россию ни европейской, ни азиатской страной – они видели для нее особый путь развития. Но в этом цикле, обращаясь к истории Куликовской битвы, ставшей освободительной для России XIV века, Блок доказывает, что это мнимая покорность, что вся история нашей страны доказывает: “И вечный бой! Покой нам только снится…” История неумолимо доказывает свое движение через кровь и горе.

Через эпизод реальной хроники поэт добивается обобщенного смысла: народная судьба неотделима от личной доли каждого, в том числе и самого поэта.

Ритм стихотворения ускоряется, имитируя бег степной кобылицы: “Мелькают версты, кручи…” Это излюбленный поэтический образ Блока – образ мчащегося коня. Бег степной кобылицы, которая мчится над ковыльными степями, над закатом, алеющим кровью, – вечен, как бесконечный путь русского народа, поэтому и “покоя нет!”, а “степная кобылица несется вскачь”.

Еще один образ, соединяющий личное и историческое, – стрела, пронзающая “нам грудь”. Путь стрелы – пусть осознания трагичности этих событий. Сравнивая родину с женой и обращаясь к ней с болью, Блок осознает предопределенность событий своего времени, хотя по-прежнему слышит “ханской сабли сталь”.

Полет татарской стрелы и стремительный бег кобылицы сопровождают все стихотворение “Река раскинулась. Течет, грустит лениво…” и весь цикл “На поле Куликовом”.

Во многих поэтических произведениях Александра Блока возникает образ замкнутого круга – самым ярким можно считать “Ночь. Улица…”. В стихотворениях из цикла “На поле Куликовом” и более поздних стихах о Родине эта закольцованность проявляется через повторение слова “опять”: “Опять…три стертых треплются шлеи”, лебеди за Непрявдой “опять кричат”.

Все это напоминает, по мысли поэта, что Куликовская битва продолжается и по сей день, что нет конца этому бесконечному бегу истории, что сердце каждого будет струиться кровью, а недостижимый покой будет “только сниться”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Река раскинулась. Течет, грустит лениво…” анализ стихотворения Блока