Реформы Алексея Михайловича Романова
Реформы Алексея Михайловича (по прозвищу Тишайший), при котором во главе “правительства” оказались реформаторы А. Л. Ордин-Нащокин, Ф. М. Ртищев, А. С. Матвеев:
- в политической сфере – продолжение курса на формирование самодержавия: прекращение созывов Земских соборов после 1653 г., создание Приказа тайных дел (канцелярия при царе, которая стояла выше других приказов и могла вмешиваться в дела всех государственных учреждений);
– 1649 г. – под влиянием московского Соляного бунта 1648 г. был в кратчайшие сроки составлен и принят
– защита интересов двух социальных слоев – дворянства (в первую очередь) и верхушки посадского населения (горожан);
– завершение процесса закрепощения крестьян (отмена Юрьева дня и установление бессрочного сыска беглых крестьян), утверждение монополии феодалов на владение землей и крестьянами;
- наступление на права церкви: отныне церкви запрещалось покупать земли и получать их от богачей в дар (“за помин души”); царь объявляется Божьим помазанником,
Причиной церковного раскола стала попытка восстановить единство церковных обрядов и содержания богослужебных книг в России. В 1640-е гг. в Москве сложился “кружок ревнителей древнего благочестия”, в котором возникли две позиции относительно того, по каким образцам нужно унифицировать церковные службы и книги: будущий патриарх Никон выступал за греческие книги, а протопоп Аввакум – за древнерусские. Победили сторонники Никона (никонианцы): церковный собор 1666-1667 гг. проклял всех противников реформы (их стали называть раскольниками), а государство начало их военно-полицейское преследование и репрессии (на что раскольники по призыву Аввакума ответили массовыми самосожжениями – “гарями”).
Особенностью раскола было то, что он имел не только религиозную (описанную выше), но и социальную сторону: раскольники также выступали против слияния церкви и государства, перехода к самодержавию. оформления крепостничества, начала европеизации.
- две меры в отношении горожан: горожане прикреплялись к посаду (городу) и не могли свободно покидать его (беглых возвращали и наказывали); в городах ликвидировалась часть “белых слобод” (они принадлежали крупным феодалам и имели экономические льготы, что вызывало недовольство других горожан); новый этап создания “полков нового строя”.