Реформы Алексея Михайловича Романова

Реформы Алексея Михайловича (по прозвищу Тишайший), при котором во главе “правительства” оказались реформаторы А. Л. Ордин-Нащокин, Ф. М. Ртищев, А. С. Матвеев:

    в политической сфере – продолжение курса на формирование са­модержавия: прекращение созывов Земских соборов после 1653 г., создание Приказа тайных дел (канцелярия при царе, которая сто­яла выше других приказов и могла вмешиваться в дела всех госу­дарственных учреждений);

– 1649 г. – под влиянием московского Соляного бунта 1648 г. был в кратчайшие сроки составлен и принят новый свод русских зако­нов – Соборное уложение, которое историки называют кодексом феодального права. Его главные положения:

– защита интересов двух социальных слоев – дворянства (в пер­вую очередь) и верхушки посадского населения (горожан);

– завершение процесса закрепощения крестьян (отмена Юрье­ва дня и установление бессрочного сыска беглых крестьян), утверждение монополии феодалов на владение землей и крес­тьянами;

    наступление на права церкви: отныне церкви запрещалось поку­пать земли и получать их от богачей в дар (“за помин души”); царь объявляется Божьим помазанником, введено понятие го­сударственного преступления (оскорбление царя и его семьи, посягательство на них, неповиновение властям и тем более при­зыв к восстанию карались смертью); в экономике – протекционистский курс, направленный на под­держку отечественной промышленности и торговли, в том числе ограничение иностранных купцов в России и поощрение отечест­венных. Две главные меры: 1653 г. – принят Торговый устав, который заменил множество внутренних таможенных пошлин одной пошлиной от цены то­вара (что способствовало формированию внутреннего всерос­сийского рынка); 1667 г. – по инициативе А. Л. Ордина-Нащокина принят Ново­торговый устав, который запретил иностранным купцам в России торговать в розницу, торговать между собой и повысил торговые пошлины с них; в сфере отношений с церковью: подчинение церкви светской власти в результате “дела патриарха Никона” 1658-1667 гг. (Никон, сделавший карьеру от сельского дьячка до патриарха, отстаивал идею верховенства духовной вла­сти над светской и все больше вмешивался в светские дела госу­дарственного управления, чем вызвал недовольство царя Алексея Михайловича, который в 1666 г. созвал Вселенский собор всех православных патриархов и сместил Никона с поста патриарха всея Руси); государство поддержало начатую патриархом Никоном церков­ную реформу, которая привела к расколу православных веру­ющих (государство начало преследование раскольников);

Причиной церковного раскола стала попытка восстановить единство цер­ковных обрядов и содержания богослужебных книг в России. В 1640-е гг. в Москве сложился “кружок ревнителей древнего благочестия”, в котором возникли две позиции относительно того, по каким образцам нужно уни­фицировать церковные службы и книги: будущий патриарх Никон высту­пал за греческие книги, а протопоп Аввакум – за древнерусские. Победили сторонники Никона (никонианцы): церковный собор 1666-1667 гг. про­клял всех противников реформы (их стали называть раскольниками), а го­сударство начало их военно-полицейское преследование и репрессии (на что раскольники по призыву Аввакума ответили массовыми самосожже­ниями – “гарями”).

Особенностью раскола было то, что он имел не толь­ко религиозную (описанную выше), но и социальную сторону: раскольни­ки также выступали против слияния церкви и государства, перехода к са­модержавию. оформления крепостничества, начала европеизации.

    две меры в отношении горожан: горожане прикреплялись к посаду (городу) и не могли свободно покидать его (беглых возвращали и наказывали); в городах ликвидировалась часть “белых слобод” (они принад­лежали крупным феодалам и имели экономические льготы, что вызывало недовольство других горожан); новый этап создания “полков нового строя”.


Реформы Алексея Михайловича Романова