РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Готовясь к уроку, нашла в Интернете данную статью об организации этапа рефлексии. Коллеги, рекомендую познакомиться со статьей! Большое спасибо автору – учителю английского языка МОУ Лицей Эжвинского района города Сыктывкара Головкиной Екатерине Вячеславовне! РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием
которая может им когда-нибудь пригодиться.
В конце урока можно дать ребятам небольшую Анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется | Активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно |
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
“V” – ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
“W” – ответил по просьбе учителя, ответ правильный
” | ” – ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
“+” – ответил по своей инициативе, ответ правильный
“0” – не ответил. Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении “Комплимент” (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный) Коллективная учебная деятельность создает условия для овладения иноязычным общением. Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму: Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
– делало ее более эффективной
– тормозило выполнение задания
– не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе? обмен информациейвзаимодействиевзаимопониманиебыли равномерно задействованы все уровни Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания? недостаток информациинедостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)трудности в общении Какой стиль общения преобладал в работе? ориентированный на человекаориентированный на выполнение задания Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? в группе сохранилось единство и партнерские отношенияединство группы в ходе работы было нарушено Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе? лидер, выдвинувшийся в ходе работынежелание наладить контакт большинства участников группынепонимание задачи, поставленной для совместной работысама задача оказалась неинтересной, трудной Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т. д. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.