Редьярд Киплинг (1865-1936) “Если…”

Прославление сильной личности, способной при любых условиях и обстоятельств оставаться Человеком, противостоять нищим вкусам и мыслям гурьбы, сохранять достоинство в отношениях с вельможами, делать добрые дела, не щеголять этим

Цель: Раскрыть специфику воплощения в содержании стиха сложности и противоречивости бытия, утверждение преимущества высоких этических ценностей над непрочными материальными достижениями; опираясь на содержание стиха, объяснить, что человеком имеет право носить название лишь тот, кто в любых ситуациях стремится и умеет оставаться самым собой; дать определения понятия анафора, повторить понятие антитеза; продолжить работу над выразительным чтением учеников; воспитывать культуру ответа.

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний учеников

1. работа по решению кроссворда

Учитель. Я хочу, чтобы вы вспомнили одну замечательную сказку, которую мы читали и обсуждали в прошлом году. Я предлагаю вам кроссворд о героях этой сказки.

Кроссворд

1) Человек, который усыновили джунгли, и какая стала полноправным членом волчьей стаи. (Маугли)

2) Ловкая и красивая кошка, которая превыше всего ценила личную свободу и уважала свободу других. (Багира)

3) Предводитель волчьей стаи, который умел отстаивать свои принципы и друзей. (Акела)

4) Тот, кто учил большого закона: “Мы с тобой одной крови”. (Балла)

5) Воплощение мудрости и таинственной силы. (Каа)

3

1

2

К

І

П

Л

І

Н

Г

4

5

Когда кроссворд будет разгадано, за опорными буквами в центральных клеточках назвать автора этой сказки.

2. Сообщение о Редьярда Киплинга (дополнительная задача)

II. Мотивация познавательной деятельности учеников

Учитель. Как вы думаете, зачем мы обратились к сказке Киплинга? Что было главным для Маугли и для других героев сказки? (Не уступать принципами, не бросать друзей в опасности, не уступать убеждениями, не отдавать предпочтение материальным ценностям, помогать слабым.)

Жители джунглей возникают перед нами лучшими, чем жители поселка. Значит, право носить высокое имя Человека определяет не просто принадлежность к определенной биологической категории, а что-то другое.

Попробуем обсудить эту проблему с помощью стиха Р. Киплинга “Если…”*

III. Формирование Новых Знаний, Умений И Привычек Учеников

1. работа над текстологическим анализом произведения

– Как построено предложение, начинающееся союзом “если”? (В нем обязательно присутствует вторая часть – утверждение того, что происходит при определенном условии)

– Давайте сразу обратимся к главной части предложения, то есть к выводу

– Стих Р. Киплинга “If…” перекладывали из английского языка много поэтов. Мы использовали перевод С. Маршака.

Земля – твое, мой мальчик, достоянье! И более того, ты – человек!

Обратите внимание на восклицательный знак в конце предложения, на тире, подчеркивающее принадлежность к высокому званию Человека. Посмотрим, какими качествами надо для этого обладать.

2. Работа над выразительным чтением стихотворения

(Первоначально текст полностью читает учитель. Потом учащиеся читают его по строфам.)

3. Работа по группам – текстологический анализ отдельных строф

Общий вопрос: В чем воплощаются подлинные человеческие по

ступки и действия, достойные уважения? Что говорит в незыблемости

взглядов, принципов и убеждений, верности своему “я”?

4. Использование приема “Свободный микрофон”

– Какая из строф кажется тебя более близкой, убедительной? Почему?

– Какие средства использует поэт?

(Противопоставление, антонимию – антитезу; одинаковое начало строф – анафору)

5. Работа со словарем литературоведческих терминов

Дать определение понятой “анафора” и “антитеза”. Сравнить с определением словаря. Записать в тетради (словарик).

6. Сравнительная работа над различными переводами стихотворения

(по группам)

Предлагается два текста: Н. Грибанов: “Если сможешь…” (см. при-ложение) И М. Лозинский “Заповедь”.

– Что за тексты перед нами?

– Почему вы их отождествляете со стихотворением Р. Киплинга “Іг…”?

– Расскажите об особенностях каждого перевода.

– Чей перевод вам больше понравился? Аргументируйте свой ответ цитатами.

7. Работа над выразительным чтением всего текста

IV. Подведение итогов урока

Учитель. Согласитесь с данными суждениями или отвергните их.

– Литература – не только отражение действительности, но и средство влияния на действительность, на формирование личности.

– Писатели и поэты, борясь за лучшее в человеке, идейным содержанием и художественной формой своих произведений создают для человека определенную программу жизни, как бы зажигают для него путеводную звезду

V. Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок из стихотворения, законченный в смысловом отношении (на выбор).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Редьярд Киплинг (1865-1936) “Если…”