“Редеет облаков летучая гряда” анализ стихотворения Пушкина



История создания

Стихотворение “Редеет облаков летучая гряда” написано в имении братьев Давыдовых Каменке (сегодня Черкасская область). Пушкин приехал туда в ноябре 1820 года по приглашению генерала Н. Н. Раевского, героя 1812 года и брата Давыдовых. На берегу реки Тясмин в Каменке Пушкин написал стихотворение – воспоминание о первом путешествии с Раевскими в период южной ссылки.

Когда в Екатеринославе поэт в начале лета 1820 г. сильно простудился, проезжавший на Кавказ Раевский уговорил Инзова (начальника Пушкина по службе) отпустить

его для лечения на Кавказ.

На обратном пути на три недели остановились в Гурзуфе. О пребывании там Пушкин вскоре написал брату как о “счастливейших минутах жизни”. Но 21-летний Пушкин утаил от брата свою влюбленность в 15-летнюю Марию Раевскую.

По-видимому, сестры Раевские рассказывали Пушкину о том, что на Украине, где они выросли, Венеру иногда называют “звездой Марии”…

Через несколько лет Александр Бестужев в письме к Пушкину спрашивает разрешения напечатать стихотворение в альманахе “Полярная звезда”. Пушкин соглашается, но просит не печатать три последних стиха, в которых

зашифровано имя той, кому посвящено его произведение!

Бестужев не выполнил воли поэта. Пушкин писал ему в 1824 г.: “Вообрази мое отчаяние, когда я увидел их напечатанными – журнал может попасть в ее руки. Что ж она подумает?..

Признаюсь, одной мыслию этой женщины дорожу я более, чем мнениями всех журналов на свете и всей нашей публики”.

К тому времени юношеский роман Пушкина и Марии Раевской стал для них обоих лишь милым далеким воспоминанием. Мария была помолвлена с молодым генералом, князем Сергеем Волконским.

Литературное направление, жанр

Стихотворение “Редеет облаков летучая гряда” – романтическая элегия. Звезда, восходящая над “увядшими равнинами” и над обрывистыми берегами реки Каменки, навевает воспоминания о лучшем времени и месте, о мирной стране, “где все для сердца мило”. Романтический пейзаж вызывает в памяти образ “юной девы”, которая стала причиной “сердечной думы” лирического героя.

В одном автографе стихотворение названо “Таврическая звезда”, в другом, вместе с несколькими другими стихотворениями – “Эпиграмма во вкусе древних”.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 16 строчек и 3 почти равных по длине предложений. Каждое предложение – отдельная картинка и новая мысль. Все они объединены образом вечерней звезды, которую лирический герой наблюдает тогда и теперь – “знакомое светило”.

К ней обращается лирический герой.

Первая часть – унылый осенний пейзаж, в котором угадываются берега реки Тясмин. Вторая часть – это крымский пейзаж-воспоминание. Третья часть описывает состояние влюбленности лирического героя и намекает на личность возлюбленной.

Тема стихотворения – светлая печаль о прошедшей любви. Основная мысль: все, что было в жизни, остается частью личности. Природа как божественное начало пробуждает воспоминания и возрождает к жизни.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом со множеством пиррихиев. Речь плавная, близка к разговорной. Мужская и женская рифмы чередуются. Первая рифма мужская, что встречается редко.

Рифмовка парная. Всего в стихотворении 8 двустиший.

Тропы и образы

Стихотворение строится на развернутом олицетворении. Лирический герой обращается к вечерней звезде (Венере), которая становится свидетельницей его счастливых дней и его чувств. Звезда – посредник между лирическим героем и его возлюбленной, “девой юной”. Венера, “звезда Марии” – тезка возлюбленной.

Глядя на звезду, лирический герой вспоминает деву.

Олицетворения делают природу живой и чувствующей: дремлющий залив, дремлет мирт, свет звезды разбудил думы. Одухотворяют природу метафорические эпитеты: звезда печальная, стройны тополы, нежный мирт.

В стихотворении есть метафоры летучая гряда облаков, луч осеребрил равнины, сладостно шумят волны. Эти образы делают пейзаж романтическим, как и эпитеты черных скал вершины, небесная вышина, мирная страна, полуденные волны, сердечная дума, дева юная.

Старославянизм в метафоре над морем я влачил задумчивую лень дает возможность в высоком стиле сообщить об обычных занятиях лирического героя на юге: прогулках, размышлениях и праздности.

Метонимия увядшие равнины определяет время происходящего. Стихотворение описывает одно время суток, но разные места (Каменку и Гурзуф) и разные времена года (осень и лето). Время суток – вечер, момент восхода Венеры.

Именно она пробуждает воспоминания о любви.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Редеет облаков летучая гряда” анализ стихотворения Пушкина