Речевые характеристики героев по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)

Муж Простаковой молчалив, он не позволяет себе раскрывать рта без позволения жены, однако он все равно не избежал своей участи и, по словам супруги, является “дураком бессчетным”. Мы видим в нем безвольного человека, которым полностью управляет жена. Митрофанушка тоже не любит много говорить, но ему, в отличие от отца, позволено говорить все, что он хочет.

Дядюшкины корни просматриваются в изобретательных ругательствах недоросля: “гарнизонная крыса”, “старая хрычовка”.

Учителям и слугам характерны признаки тех сословий и общественных слоев, к которым они принадлежат.

В речи Еремеевны мы слышим желание угодить и постоянные оправдания. Учитель Цыфиркин – отставной сержант, его речь показывает принадлежность к военным.

Его приветствие звучит браво: “Желаем вашему благородию здравствовать…”. В словах прощания он тоже верен себе: “Нам куда поход, ваше благородие?” Даже ругается Цыфиркин, употребляя военную лексику: он готов дать свое ухо на отсечение, только бы “тунеядца прошколить по-солдатски!”

Кутейкин, еще один учитель, – дьячок из Покрова. В его речи чувствуется принадлежность к церковным служителям. В его приветствии мы слышим традиционное пожелание: “Дому владыке мир и многи лета…”.

Прощание у него довольно чопорно: “Нам восвояси повелите?” Даже в ругательствах Кутейкин использует церковные устаревшие слова: “выя”, которые соседствуют с разговорными: “накостылять”.

Речь данных героев эмоционально окрашенная, очень колоритная. Речевой состав положительных героев более схематичен. Речь этих персонажей неэмоциональна, в ней нет разговорных и просторечных фраз. Положительным героям свойственна книжная речь, язык образованных людей.

Здесь смысл сказанного можно понять из значения слов. Смысл речи остальных героев можно уловить в ее динамике.

Так, мы практически не можем отличить речь Милона от речи Правдина. Мы не можем дать характеристику героям по их речи. Мы просто знаем, что, например, Софья – образованная, благонравная барышня, которая чутко воспринимает советы и наставления своего дядюшки. В речи Стародума прослеживается нравственная программа, которую пропагандировал автор: правила, нравственные законы, принципы, которым необходимо следовать.

Все монологи Стародума строятся по определенной схеме: сначала Стародум рассказывает историю из своей жизни, а затем произносит мораль. Таким является и разговор Стародума с Правдивым. А вот беседа дядюшки с племянницей представляет собой свод правил, после изучения которых “слово врезано будет в сердце”.

Проанализировав речь героев комедии Фонвизина “Недоросль”, можно сделать вывод, что речь отрицательных персонажей характеризует их самих, речь же положительных героев – это средство выражения мыслей автора.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Речевые характеристики героев по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)