Речевые особенности рассказа
<
p>В своем повествовании А. Солженицын добивается почти абсолютного слияния авторского голоса и речи героя.
Интересно, что в композиционном плане весь рассказ выстроен как несобственно-прямая речь Ивана Денисовича Шухова. Возможно, рассказывая о лагерной жизни, Солженицын мог бы прибегнуть к иной повествовательной манере. Это могло бы быть авторское эпическое повествование либо рассказ от первого лица, полностью сориентированный на точку зрения героя. Солженицын предпочел такую форму рассказывания, которая могла бы предельно сблизить
Подобный художественный эффект прекрасно достигается использованием несобственно-прямой речи, когда рассказывается не только о том, что мог бы облечь в слова сам герой произведения, но и вещах, недоступных его пониманию. При этом манера речевого выражения определяется присущими сказовой речи просторечиями и диалектизмами, а также лагерного жаргона (в несобственно-прямой речи Ивана Денисовича использовано не более 40 понятий, распространенных в лагерной среде).
Солженицын предпочитает первоначальную образность, добиваясь максимального эффекта “нагой”
В концовках эпизодов или описательных фрагментов его речь звучит особенно афористично, что придает повествованию еще большую оригинальность.
- Художественные особенности повести “Один день Ивана Денисовича” А. И. Солженицына Сразу же после публикации повесть “Один день Ивана Денисовича” была отнесена критикой к выдающимся художественным произведениям. К. Симонов отмечал в книге Солженицына “лаконичность и отточенность прозы больших художественных обобщений”. О художественном воздействии повести на читателя свидетельствуют слова нашего современника, прозаика и публициста, С. Е. Резника: “В “Денисовиче” не было никакой риторики. Ни одной фальшивой ноты. […]...
- Художественные особенности “ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА” Художественные особенности. Сразу же после публикации повесть “Один день Ивана Денисовича”; была отнесена критикой к выдающимся художественным произведениям. К. Симонов отмечал в книге Солженицына “лаконичность и отточенность прозы больших художественных обобщений”;. О художественном воздействии повести на читателя свидетельствуют слова нашего современника, прозаика и публициста, С. Е. Резника: “В “Денисовиче”; не было никакой риторики. Ни одной […]...
- Жанровые особенности “ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА” Жанровые особенности. Появление “Одного дня Ивана Денисовича”; вызвало настоящее потрясение: все газеты и журналы откликнулись на публикацию произведения Солженицына. Критика и большинство читателей восприняли повесть как удар по соцреализму, господствующему в советской литературе. Сам Солженицын расценивал принципы метода социалистического реализма в советской литературе как способ ухода от того, что писатель называет “главной правдой”;, имея в […]...
- Жанровые особенности повести “Один день Ивана Денисовича” А. И. Солженицына Появление “Одного дня Ивана Денисовича” вызвало настоящее потрясение: все газеты и журналы откликнулись на публикацию произведения Солженицына. Критика и большинство читателей восприняли повесть как удар по соцреализму, господствующему в советской литературе. Сам Солженицын расценивал принципы метода социалистического реализма в советской литературе как способ ухода от того, что писатель называет “главной правдой”, имея в виду правду […]...
- Художественные особенности повести Солженицына “Один день Ивана Денисовича” В судьбе Александра Исаевича Солженицына события, обычные для миллионов его сограждан, сплелись с событиями редкими и даже исключительными. Произведение “Один день Ивана Денисовича” было задумано в 1950 – 1951 годах, когда автор работал каменщиком в Экибастузском Особом лагере. Написалась же повесть за три недели в 1959 году. Произведение было опубликовано в одиннадцатом номере журнала “Новый […]...
- А. И. СОЛЖЕНИЦЫН. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В РАССКАЗЕ “ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА” Солженицын – культовая фигура в литературной и общественно-политической жизни страны в 90-е годы XX века. Дебют в 1962 году – “Один день Ивана Денисовича-‘. Романы “Архипелаг ГУЛАГ”. “В круге первом”. ‘Раковый корпус”, “Август 14-го” и работа “Как нам обустроить Россию”, опубликованные в 1989-1990 годах. Краткая биографическая справка: семья, образование, фронт, 8 лет заключения и 3 […]...
- Художественная проза А. Солженицына: проблематика, поэтика, особенности организации повествования Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Но в то же время, именно в таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы – в этом его величие. Нужно заметить, что герои Солженицына сочетают в себе […]...
- Речевые характеристики в комедии “Недоросль” Первое, на что обращает внимание современный читатель комедии “Недоросль”, – это фамилии действующих лиц. “Говорящие” фамилии сразу закладывают отношение читателя (зрителя) к их обладателям. Он перестает быть более или менее объективным свидетелем разыгрывающегося действия, он психологически уже становится его участником. У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. Самого начала, с фамилий действующих […]...
- Художественные особенности рассказа “Матренин двор” А. И. Солженицына Художественный мир в рассказе выстраивается линейно – в соответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матрене дается через восприятие автора, человека много претерпевшего на своем веку, мечтавшего “затесаться и затеряться в самой нутряной России”. Рассказчик оценивает ее жизнь со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным свидетелем праведности. Во второй части […]...
- Речь Чужая речь – это различные вставки чужого текста, включаемые говорящим или пишущим в собственный авторский текст. Такого рода вставки могут представлять собой и высказывания других лиц, и слова и мысли, принадлежащие самому автору, которые он либо произнес ранее, либо намерен произнести в будущем. Принято различать три основных типа передачи чужой речи: это прямая, косвенная и […]...
- Речевые характеристики героев по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Муж Простаковой молчалив, он не позволяет себе раскрывать рта без позволения жены, однако он все равно не избежал своей участи и, по словам супруги, является “дураком бессчетным”. Мы видим в нем безвольного человека, которым полностью управляет жена. Митрофанушка тоже не любит много говорить, но ему, в отличие от отца, позволено говорить все, что он хочет. […]...
- Художественные особенности рассказа “Судьба человека” М. А. Шолохова Рассказ “Судьба человека” произведение новаторское во многих отношениях. Событий, действий и поступков героев в нем хватило бы на большое эпическое полотно. В рассказе изображена не только судьба Андрея Соколова, но и живая панорама истории страны, потрясающие своим драматизмом военные эпизоды. Лаконизм характеристик и описаний, динамичность сюжета, предельная сдержанность и объективность – все это делает шолоховский […]...
- Речевые характеристики в комедии “Недоросль”. Краткое изложение текста Первое, на что обращает внимание современный читатель комедии “Недоросль”, – это фамилии действующих лиц. “Говорящие” фамилии сразу закладывают отношение читателя (зрителя) к их обладателям. Он перестает быть более или менее объективным свидетелем разыгрывающегося действия, он психологически уже становится его участником. У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. Самого начала, с фамилий действующих […]...
- Герой повести-рассказа Солженицына “Один день Ивана Денисовича” Образ Ивана Денисовича как бы сложен автором из двух реальных людей. Один из них – Иван Шухов, уже немолодой боец артиллерийской батареи, которой в войну командовал Солженицын. Другой – сам Солженицын, отбывавший срок по пресловутой 58-й статье в 1950-1952 гг. в лагере в Экибастузе и тоже работавший там каменщиком. В 1959 г. Солженицын начал писать […]...
- Идейно-художественные особенности рассказа А. П. Чехова “Учитель словесности” А. П. Чехов – величайший мастер “малых форм” в прозе. Его рассказ “Учитель словесности” состоит из двух частей: первая часть представляет собой повествование автора о жизни Никитина, семьи Шелестовых и других героев. Вторая часть – дневниковые записи самого учителя словесности Никитина, прерываемые голосом автора. Эти части не равноценны по объему: первая часть больше второй практически […]...
- Смысл названия повести “Один день Ивана Денисовича” А. И. Солженицына Задумана повесть была на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-1951 г. Написана она была в 1959 г. Замысел свой автор объясняет так: “Как это родилось? Просто такой лагерный день, тяжелая работа, таскал я носилки с напарником и думал, как нужно бы описать весь лагерный мир – одним днем. И будет все. Эта мысль […]...
- Смысл названия “ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА” Смысл названия. Задумана повесть была на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-1951 г. Написана она была в 1959 г. Замысел свой автор объясняет так: “Как это родилось? Просто такой лагерный день, тяжелая работа, таскал я носилки с напарником и думал, как нужно бы описать весь лагерный мир – одним днем. И будет все. […]...
- Жанровые особенности рассказа “Матренин двор” А. И. Солженицына Вторая половина 1950-х годов ознаменовалась формированием оригинального жанра “монументального рассказа”. Примером этого жанра может служить рассказ М. Шолохова “Судьба человека”. В 1960-е годы жанровые черты “монументального рассказа” узнаются в “Матренином дворе” А. Солженицына, “Матери человеческой” В. Закруткина, “При свете дня” Э. Казакевича. Главным отличием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем общечеловеческих ценностей. […]...
- Речевые характеристики героев в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” В одной из своих статей Белинский замечает, что “автор “Мертвых душ” нигде не говорит сам, он только заставляет говорить своих героев сообразно с их характерами. Чувствительный Манилов у него выражается языком образованного в мещанском вкусе человека, а Ноздрев – языком исторического человека…”. Речь героев у Гоголя психологически мотивирована, обусловлена характерами, образом жизни, типом мышления, ситуацией. […]...
- Художественные особенности рассказа М. Шолохова “Судьба человека” Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” был написан в 1956 году. В основе этого произведения лежат реальные события. В 1946 году автор встретил неизвестного, который и рассказал историю своей жизни. Именно эта жизненная ситуация и стала сюжетной основой произведения. Тема рассказа не была новой или особенной, ибо после Великой Отечественной войны многие писатели и поэты обращались […]...
- Речевые действия При чтении первых реплик Чацкого в комедии “Горе от ума” (имею в виду чтение вслух, в классе) можно рассказать детям о том, что такое речевые действия. Теорией речевых действий занимается серьезная лингвистика, нам же для наших целей будет достаточно примерно следующего. “Что делаете вы, говоря: “Я прыгаю на одной ножке”? Несомненно, говорите, а не прыгаете, […]...
- Художественные особенности рассказа М. Горького “Макар Чудра” “Макар Чудра” относится к ранним романтическим рассказам Горького. Все произведение носит печать этого “романтического”. Во-первых, этот рассказ является переложением старинной легенды. Писатель обращается к народному творчеству, берет из него необходимый материал и вводит в свое произведение. Во-вторых, герои Горького – сильные, гордые, благородные, смелые, самоотверженные, жаждущие подвига, вольнолюбивые цыгане. Мне кажется, неслучайно именно цыган писатель […]...
- Художественные особенности рассказа И. А. Бунина “Антоновские яблоки” Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. “Так знать и любить природу, как умеет И. А. Бунин, мало кто умеет”, – писал Александр Блок в 1907 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 году была присуждена Бунину за сборник стихотворений “Листопад”, воспевающий русскую деревенскую природу. В […]...
- Сочинение на тему: ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ РАССКАЗА Ф. А. АБРАМОВА “О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ” В произведениях Ф. А. Абрамова мы читаем о труде наших земляков, их судьбах, любви, страданиях. Писатель учит нас доброте, внимательно вглядывается во внутренний мир героев своих книг. Что происходит в душе человека, что движет его поступками и словами? Что испытывает человек, видя слезы живого существа? О чем могут плакать лошади? Они плачут потому, что нет […]...
- Анализ рассказа “Матренин двор” Солженицына А. И В 1963 в “Новом мире” был опубликован рассказ Солженицына “Матренин двор”. И в этом случае писателю пришлось изменить первоначальное название – “Не стоит село без праведника”. Слово “праведник” вызывало религиозно-христианские ассоциации, а Русь уже давно была советской. Прототипом главной героини – Матрены – стала крестьянка Матрена Васильевна Захарова, в доме которой поселился Солженицын по окончании […]...
- Знаки препинания в предложениях с прямой речью Прямая речь выделяется кавычками, первое слово пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. А: “П”. А: “П!” А: “П?” Мальчик спросил: “Как твое имя?”. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире. “П”, – а. […]...
- ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ РАССКАЗА Ф. А. АБРАМОВА “О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ” ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ РАССКАЗА Ф. А. АБРАМОВА “О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ” Рассказ “О чем плачут лошади” написан одним из самых талантливых писателей советского периода – Федором Александровичем Абрамовым. В своем произведении автор затрагивает очень важные проблемы: экологическую, нравственную, проблему прошлого и настоящего. Композиция – это структура произведения, объединение всех его компонентов в художественно-эстетическую целостность. В структуре […]...
- “Один день Ивана Денисовича”, анализ рассказа Солженицына История создания Рассказ “Один день Ивана Денисовича” Солженицын задумал, когда был зимой 1950-1951 гг. в Экибазстузском лагере. Он решил описать все годы заключения одним днем, “и это будет все”. Первоначальное название рассказа – лагерный номер писателя. Рассказ, который назывался “Щ-854. Один день одного зэка”, написан в 1951 г. в Рязани. Там Солженицын работал учителем физики […]...
- Архипелаги А. И. Солженицына В последние годы мы получили возможность познакомиться со многими произведениями, от которых волевым решением коммунистических идеологов были насильственно отлучены. Нам стали доступны произведения В. Гроссмана, Г. Владимова, В. Набокова, В. Максимова, В. Войновича и многих других писателей. Среди этого потока имен и блестящих произведений выделяется имя А. И. Солженицына, лауреата Нобелевской премии, ныне здравствующего классика […]...
- ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА РАССКАЗА А. П. ПЛАТОНОВА “ЮШКА” ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА РАССКАЗА А. П. ПЛАТОНОВА “ЮШКА” Андрей Платонович Платонов – один из самых своеобразных писателей XX века. Для понимания его творчества нужно вдумчивое, медленное чтение, требующее постоянной работы мысли. Какая-то сила задерживает восприятие читателя на каждом слове. И здесь кроется не только тайна мастерства, но и тайна человека. Главным в раскрытии замысла писателя является […]...
- Особенности жанра рассказа в “Судьбе человека” Шолохова М. А В отечественном литературоведении (например, в книге Л. Г. Якименко “Творчество М. А. Шолохова”) принято определять жанр “Судьбы человека” (1956) как рассказ-эпопея. Жанр, как видно, очень необычный, потому что соединяет, казалось бы, несоединимые понятия. Рассказом принято называть малую эпическую форму, в нем обыкновенно описывается одно (яркое) событие из жизни героя и присутствует рассказчик. Эпопея – монументальная […]...
- Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого “После бала” Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие. Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала – яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и […]...
- Художественные особенности “Матренин двор” Художественные особенности. Художественный мир в рассказе выстраивается линейно – в соответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матрене дается через восприятие автора, человека много претерпевшего на своем веку, мечтавшего “затесаться и затеряться в самой нутряной России”;. Рассказчик оценивает ее жизнь со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным свидетелем праведности. Во […]...
- Сюжетно-композиционные особенности рассказа К. Паустовского “Телеграмма” В рассказе “Телеграмма” К. Паустовский поднимает тему человеческого равнодушия и одиночества. Сюжетную основу составляет простая история о том, как пожилая мать, забытая дочерью, занятой своей работой в городе, умирает в одиночестве. Композиционно рассказ разбивается на три части: в первой рассказывается о жизни Катерины Петровны в селе Заборье. Вторая посвящена дочери Насте. В третьей части происходит […]...
- История создания повести “Один день Ивана Денисовича” А. И. Солженицына Солженицын начал писать в начале 60-х годов и получил известность в “самиздате” как прозаик и беллетрист. Слава обрушилась на писателя после опубликования в 1962-1964 годы. в “Новом мире” повести “Один день Ивана Денисовича” и рассказов “Матренин двор”, “Случай на станции Кречетовка”, “Для пользы дела”. Так начинался славный путь Солженицына по трудной стезе художника слова, приведший […]...
- Сюжетно-композиционные особенности рассказа А. Грина “Зеленая лампа” Рассказ А. Грина “Зеленая лампа” повествует о двух судьбах, жизненных путях двух героев произведения – богача-аристократа Стильтона и бедняка Джона Ива. Ив приехал в Лондон в поисках заработка, а в итоге мы находим его нищим, старым и больным. Рассказ делится на две части, которые противопоставлены друг другу в сюжетном плане. В первой Стильтон и его […]...
- История создания “ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА” История создания. Солженицын начал писать в начале 60-х годов и получил известность в “самиздате” как прозаик и беллетрист. Слава обрушилась на писателя после опубликования в 1962- 1964 г. в “Новом мире” повести “Один день Ивана Денисовича” и рассказов “Матренин двор”, “Случай на станции Кречетовка”, “Для пользы дела”. Так начинался славный путь Солженицына по трудной стезе […]...
- История создания рассказа “Матренин двор” А. И. Солженицына Рассказ “Матренин двор” был напечатан в 1963 г. в “Новом мире”. Первоначально рассказ назывался “Не стоит село без праведников”. Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, название было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе с 1956 был заменен автором на 1953. “Матренин двор”, как замечал сам автор, “полностью автобиографичен и […]...
- Анализ рассказа “Один день Ивана Денисовича” Солженицына А. И “Один день Ивана Денисовича” В рассказе “Один день Ивана Денисовича” А. И. Солженицын показывает, до какой степени изощренные формы эксплуатации человека может разработать тоталитарная государственная машина. На первый взгляд Иван Денисович напоминает персонаж из романа Е. Замятина “Мы”. Многое из того, что родилось в художественном воображении Е. Замятина, реализовалось на практике. Герой А. И. Солженицына, […]...
- Проблема человека и власти в повести “Один день Ивана Денисовича” А. И. Солженицына Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности, иначе – мы убьем свободу своими же руками… М. Горький Проблема человека и власти, проблема преступления власти против личности становится в Советской России актуальной уже в 20-е гг. XX в. – в годы, когда государство явно и ярко приобретает черты тоталитарного государства. Проблема русского национального […]...