Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького “На дне”

Пьеса “На дне”, написанная Максимом Горьким в 1902 году, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность “На дне” сразу привлекла внимание русской общественности.
Тематически пьеса завершила цикл произведений писателя о “босяках”. “Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей””, – писал он. Обитатели ночлежки – уже типы, в которых Горький дал огромные социально-философские обобщения.


Герои “На дне” – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремяться вырваться на волю со “дна” жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой “тюрьмы”. У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, которые могли им дать хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть.

У Актера – его былое служение искусству, у Насти – вымышленный ею роман со студентом, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь.
Самым интересным типажом является,

пожалуй, Наташа. Ее образ разительно отличатся от других обитателей ночлежки. В ней ясно видны достоинство, чистота, гордость, которые так пленили Пепла.

Главная интрига в том, сумеет ли героиня сохранить в себе эти качества? Скорее всего, нет. Доказательство – ее сестра Василиса. У Наташи много общего с ней – та же воля, прямота, самолюбие.

Очевидно, некогда Василиса была такой же, как Наташа, а стала “зверем”, “гадиной”. В пьесе есть намеки, объясняющие эту метаморфозу. Настя говорит о Василисе: “Озвереешь в такой жизни… привяжи всякого живого человека к такому мужу, как ее…” Сама Василиса признается, что и мучает Наташу, и жалеет ее, и ничего не может с собой поделать: “…так – бью… что сама плачу от жалости… А бью”.

Были в Василисе прекрасные задатки, и живое напоминание этому – Наташа.
Вот зеркало, в котором отражается будущее Наташи. Но пока героиня не знает своего будущего и живет так, как живет. Ее поведение выбивается из общей системы отношений в ночлежке.

И особенно ее речь.
В своей работе “Заметки о мастерстве”, М. Горький писал: “Рисуя человека как личность, как индивидуальность, писатель не может пройти мимо такой существенной вещи, черты его характера, как речь, с чрезвычайной гибкостью воспроизводящая культуру, профессию, психологический склад, душевное состояние человека. Нет двух людей говорящих одинаково.
Речь персонажа – это характерная, обобщенная речь, передающая основные, существенные черты его характера”. Таким образом, наблюдая за речью персонажа, можно составить представление о нем самом, его культуре и уровне развития.
Появления Наташи на сцене всегда знаковые. Их всего четыре, но в каждом из них она раскрывается для читателя с новой стороны. В отличие от других персонажей (Бубнова, Луки, Барона и др.) Наташа не действует на сцене постоянно, что подчеркивает ее некую отстраненность от происходящего в ночлежке.
Итак, выход на сцену Наташи неотрывно связан с Лукой. Именно она представляет его обитателям “дна”. Это совпадение, конечно же, неслучайно.

Теперь, наряду с Лукой, Наташа становится символом утешения. Одно ее присутствие успокаивает людей. Вот что она говорит Клещу: “Андрей! Жена твоя в кухне у нас… ты, погодя, приди за ней…

Ты бы чай поласковей с ней обращался… ведь уж не долго”.
Речь героини простая и ласковая, за это ее и уважают. Лексика просторечная, этим автор указывает на социальное положение, но не грубая, в отличие от речи других “постояльцев”. Наташа часто употребляет ласковые слова (дедушка, голубчик), Клеща называет по имени, а ведь никто к нему так больше не обращался.

Героиня естественна и искренна в проявлениях своего характера, на это указывает то, что автор практически не дает ремарок к ее словам.
Второе появление на сцене Наташи связано со смертью Анны. Именно она обнаруживает, что больная скончалась. Если в первом акте Наташа раскрывалась с помощью образа Луки, то здесь героиня характеризует себя сама.

Вот что она говорит: “Вот и я… когда-нибудь так же… в подвале… забитая”. Здесь девушка впервые говорит о смерти, и эта мысль станет ее отличительной чертой. Также, глядя на Анну, она говорит: “Ведь вот… хорошо, что она умерла… а жалко…

Господи!.. Зачем жил человек?”.
Большое количество многоточий указывает на крайнюю эмоциональность характера героини, а к тому же и на застенчивость и некоторую “забитость”. Кстати, впоследствии мы не раз услышим от Наташи афористичные высказывания.
В этом эпизоде героиня раскрывается как человек жалостливый (“Господи! Хоть бы пожалели… хоть бы кто слово сказал какое-нибудь!”) и боящийся смерти. Но самое главное – она, пожалуй, единственная из всех персонажей, кто задумывается о своей жизни.

Это ее качество проявится в разговоре с Пеплом.
Третий акт начинается с того, что Настя рассказывает о своей любви к студенту Раулю, которого сама себе придумала. Наташа терпеливо слушает Настю и не перебивает. Также внимательно слушает Настю и Лука… Все остальные смеются над выдумками и доводят Настю до слез.

Наташа же утешает девушку словами, что еще раз говорит о ее мягкости: “Они – из зависти это… про себя им сказать нечего…” Еще один афоризм.
Но Наташа может проявить и некоторую жестокость. Вот что она отвечает Барону на его придирки к Насте: “Ты! Молчи уж… коли бог убил…” Это, конечно, не бранная речь босяков, но все же достаточно грубая фраза.
Немного позже Наташа рассуждает о правде и вранье: “Видно, вранье-то… приятнее правды… Я – тоже…” Дальше читатель узнает, что мечтает она о чем-то особенном, но тут же заявляет: “А так… на самом деле – чего можно ждать?” Эта противоречивость характера и становится причиной трагедии героини. Отсюда и мысли о смерти, которую она ждет со дня на день.
Язык Наташи вообще довольно примитивен, даже когда она говорит о своих мечтах. В ней нет ни метафор, ни эпитетов, что указывает на низкий уровень культуры и образования героини. Но, несмотря на это, она обладает трезвым умом и рассудительностью, что помогает ей не озлобиться и не стать второй Василисой: “А кому – хорошо жить?

Всем плохо… я вижу…”.
Это качество ее характера наиболее ярко выступает в разговоре с Пеплом, когда тот предлагает ей “идти” с ним. Наташа вначале отказывает ему, и причиной этого стало: “…любить тебя… не очень я люблю”. Вот она, та искренность и чистота, которой так не хватает другим обитателям ночлежки.

Именно поэтому для девушки было таким ударом подозрение в сговоре Пепла и Василисы.
В конце четвертого акта перед читателем совсем другая Наташа, она “мечется в беспамятстве”. Ее речь мгновенно меняется, становится грубой: “Будь вы прокляты!”, “вот он, проклятый!”. Она кричит, многоточия указывают только на паузы в речи, а не на неуверенность.

Больше нет перед нами доброй, милой девушки, она умерла…
Образ Наташи логически завершен, среда погубила и ее. И Горький доказал, что такая среда существовать не может, так как она убивает в человеке все человеческое.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького “На дне”