РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ В. Л. СТРОНГИНА «КУСТОДИЕВСКИЙ МОРЯК»

Повесть «Кустодиеве Кий Моряк» Была написана в конце 1997 года, а вышла в печать в 1998 году в сборнике под названием «Космические загадки Коктебеля*. Повесть является как бы лето­писью жизни одного человека. Зовут его Тимофей Иванович.

Инте­ресно построение рассказа. Автор начинает свое повествование не с детства Тимофея, а с того момента, когда он, будучи уже стариком,

Лежит в больнице. Причем болезнь его неизлечима. Тимофей Ива­нович испытывает очень сильные боли, поэтому ему все время де­лают обезболивающие уколы. В те короткие

промежутки времени, когда боль после укола уходит, перед Тимофеем Ивановичем проле­тает вся его жизнь.

Он вспоминает о том, как был ребенком и жил в деревне Талашкино вместе со своими родителями. Его отец вмес­те с другими мастерами расписывал балалайки. У талашкинских мастеров была покровительница — княгиня Мария Клавдиевна Те-нишева. «Она была одержима одной мечтой — показать красоту и самобытность русского искусства». Поэтому она выделяла большие деньги на развитие промыслов в деревне.

Эти мысли прерываются очередным приступом боли. И Тимофей Иванович опять оказывает­ся в больничной палате.

Ему опять делают укол, и он снова прова­ливается в свои воспоминания.

На этот раз он вспоминает недав­нюю встречу со своим внуком Петрушей, который некоторое время назад пел в музыкальной группе, но его оттуда выгнали, и он нахо­дит себе другую работу. Теперь Петруша работает в храме служкой. Тимофей Иванович никак не может понять, как же в его внуке могла произойти такая перемена. Ведь раньше Петруша и в Бога не верил, а теперь в храме работает.

Потом оказывается, что никакой перемены в Петруше и не происходило, просто в храме платят больше и «…работа не пыльная». Мне кажется, что этот эпизод от­ражает сущность нового поколения. Людям не важно, за что они получают деньги.

Они стараются нажиться на всем, даже на церк­ви.

Новый приступ приводит Тимофея Ивановича в сознание. Оч­нувшись, Тимофей Иванович узнает, что его сосед по палате умер. Тимофей Иванович его долго жалеет, считая, что умерший был хо­рошим человеком, он даже успел с ним подружиться. Позже, вече­ром, к Тимофею Ивановичу приходит жена умершего соседа.

От имени своего мужа она передает Тимофею Ивановичу альбом зна­менитого художника. Его сосед узнал, что отец Тимофея тоже был художником и что Тимофея всегда интересовало все связанное с ис­кусством.

Проходит какое-то время, Тимофей Иванович ложится на кро­вать и начинает просматривать альбом, вдруг он натыкается на картинку, на которой изображен молодой моряк, идущий под руку со своей девушкой. Тимофея Ивановича захватывает водоворот вос­поминаний — ведь на этой картине он узнает себя в молодости и свою любимую — Тину. Он вспоминает, как когда-то служил меха­ником на корабле, и однажды, находясь в увольнительной на бере­гу, он зашел в маленький музей на набережной.

Там он увидел портрет улыбающейся девушки и сразу влюбился в этот образ. Он никак не мог отойти от этой картины. Наконец, когда он все же со­брался уходить, он заметил эту девушку в соседней комнате.

Ока­залось, что она была дочерью художника. Преодолев нерешитель­ность, Тимофей заговаривает с ней и узнает, что ее зовут Тина. Влюбленные проводят все свободное время вместе, и однажды Ти­мофей узнает, что комиссар, с которым он знаком, хочет закрыть выставку отца Тины, так как он не нашел в его работах революци-

Онной тематики. Но Тимофею удается убедить комиссара в том, что красота нужна всем, даже революционно настроенной молодежи.

Как-то раз Тимофей был лишен увольнительной на берег за ка­кую-то провинность. Из-за этого он не смог встретиться с Тиной. Через неделю, когда он приходит к ее дому, он обнаруживает, что Тина с отцом куда-то уехала.

Тимофей очень расстраивается и бес­цельно шатается по городу. Через какое-то время он встречает свое­го друга с корабля в сопровождении двух девушек и присоединяет­ся к их веселью. В конце концов он изменяет Тине с девушкой по имени Валя.

После этого Тимофей не может найти себе места. Во время сле­дующей увольнительной он мчится к дому Тины, но, увидев ее из­дали, не решается подойти к ней, считая, что ее недостоин, по­этому он возвращается на корабль. До конца своей службы Тимо­фей не встречался с Тиной.

А когда время его службы подходит к концу, ему очень хочется встретиться с Тиной и остаться с ней на­всегда, но чувство стыда не позволяет ему этого сделать. По совету друга он едет к девушке, с которой изменил Тине, и вскоре женит­ся на ней. Но, несмотря на все это, Тину ему забыть не удается.

Уйдя из флота, Тимофей идет работать техником рефрижератор­ных вагонов на железной дороге. Он сам не знал, почему он решил работать на железной дороге. Возможно, потому, что, работая на железной дороге, он редко бывал дома, а может быть, «…сам того не сознавая, носился по стране за душевной теплотой и радостью, всюду искал Тину, свою единственную любовь, и боль от потери любимой не могли заглушить ни время, ни война, ни бесконечный стук колес».

Несмотря на то что большая часть повести посвящена пережива­ниям Тимофея Ивановича из-за потери любимой девушки, автор уделяет не последнюю роль обозрению нравов и порядков жизни. Через небольшие отступления от главной сюжетной линии автор показывает свое отношение к нынешней системе, да и к прошлой тоже. В нынешней системе автора не устраивает то, что для боль­шинства людей не осталось ничего святого.

Люди стараются нажи­ться практически на всем, даже на церкви, как внук Тимофея Ива­новича. Единственное, Чего хотят люди, — это выжить, и не важ­но, какой ценой. Однажды Тимофей Иванович встретил своего ста­рого сослуживца Лазуткина. Они долго говорили о жизни, потом Лазуткин гордо сказал, что получил медаль во время войны.

Тимо­фею Ивановичу стало интересно, за что же Лазуткин получил ме­даль. Оказалось, что медаль ему дали за то, что он промолчал, ког­да должны были расстрелять солдата якобы за дезертирство. Ла­зуткин знал, что произошло на самом деле, и его слово должно бы­ло решить судьбу солдата. Но Лазуткин промолчал, потому что бо­ялся, что его тоже могут расстрелять за соучастие, тем более что для командования было очень важно припугнуть солдат показной казнью за дезертирство, так как Перевес Сил был на стороне немцев и у солдат было достаточно оснований, чтобы бежать с поля боя.

Несмотря на все это, Тимофей Иванович не понимал, как человек, совершивший такое, может жить с этим, да еще и гордиться.

В старой же системе автора не устраивало то, что людям не да-

Вали простора для творчества, поэтому многим одаренным лично­стям, которые могли бы творить для своей страны, пришлось уехать за границу. Основная масса людей была превращена в без­ликую толпу, которая слепо следовала за вожаком.

Лежа в больнице и осмысливая свою жизнь, Тимофей Иванович понимает, что сделал слишком мало в своей жизни. Когда лечащий врач говорит ему о том, что ему надо обязательно делать операцию, Тимофей Иванович понимает, что времени у него осталось слиш­ком мало. Поэтому он просит врача отпустить его из больницы на неделю, чтобы сделать то, на что у него не хватало смелости всю жизнь. Спустя столько лет он решил разыскать Тину.

Находит он ее в доме для престарелых. Оказывается, она всю жизнь ждала его и так и не вышла замуж.

Я искренне восторгаюсь этой женщиной, которая ждала своего любимого всю жизнь и при этом не стала любить его меньше. Она простила ему все, даже то, что он исчез, не объясняя причин. А он оказался слабаком, потому что не смог признаться в собственном проступке.

Хорошо хоть, в конце жизни он нашел в себе силы сде­лать это.

После встречи с Тиной Тимофей Иванович возвращается в боль­ницу. Во время операции ему кажется, что он попадает в рай. И там происходит интересный разговор с привратником рая.

Тимо­фей Иванович не считает себя грешником, но привратник возража­ет, что участие в октябрьском перевороте, да и в гражданской вой­не — это большой грех. Но что он искупил его честной жизнью и покаянием перед святой женщиной, искренней любовью к ней. В конце концов Тимофея впускают в рай.

И там он видит «…паря­щих над кущами людей со светящимися дивным светом прекрас­ными, благородными лицами, которые внезапно, время от времени, искажались страдальческими гримасами». Затем он видит людей, которые вынуждены были эмигрировать из страны. Тут он внезап­но приходит в себя и понимает, что остался жив. Он начинает раз­мышлять, что же лучше: старый режим или новый.

На этом по­весть заканчивается. Автор оставляет читателю самому решить, что же лучше.


РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ В. Л. СТРОНГИНА «КУСТОДИЕВСКИЙ МОРЯК»