Рецензия к роману Золотой теленок. Часть 2. (Ильф И. А. и Петров Е. П.)

Второй роман Ильфа и Петрова – “Золотой теленок” – вышел через четыре года после “Двенадцати стульев” – в 1931 году. Один из главных героев “Двенадцати стульев” “великий комбинатор” – жулик и авантюрист Остап Бендер – перешел на страницы нового романа, где в компании трех других жуликов более мелкого масштаба принялся охотиться за миллионом рублей, раздобыв который он при всех обстоятельствах рассчитывает стать счастливым.

В “Двенадцати стульях” поиски брильянтов мадам Петуховой были прежде всего

сюжетной мотивировкой, позволявшей провести читателя через целую галерею сатирически очерченных типов.

Этот сюжет лишь в конце обращался острием против самих искателей клада. Вся тщета их поисков становилась оглушительно очевидной лишь на самых последних страницах романа, когда глазам ошеломленного Воробьянинова предстали брильянты мадам Петуховой, преобразившиеся в великолепное здание рабочего клуба.

В “Золотом теленке”, в отличие от “Двенадцати стульев”, сюжет почти с самого начала строился так, что тщета надежд Бендера на будущее преуспеяние с миллионом в кармане делалась ясной

читателю гораздо раньше, чем ему самому.

Бендер рассчитывает стать счастливым, путем вымогательства отняв миллион у другого проходимца, но этот другой – обладатель не одного, а целых десяти неправедно нажитых миллионов, подпольный миллионер Александр Иванович Корейко,- сам несчастен в условиях строящегося социализма. Нелепость его положения состоит в том, что сохранить свои деньги он может, лишь скрывая свое богатство и, следовательно, не совершая сколько-нибудь заметных трат, любая из которых может привести его к разоблачению. Корейко живет в замкнутом круге, созданном условиями социализма.

Он может хранить и продолжать хищнически наживать свои деньги лишь в личине скромного, в обрез живущего конторщика, понимая, что это положение не может для него перемениться, пока существует Советская власть.

В погоне за вожделенным миллионом Бендер не задумывается над тем, что, став обладателем миллиона, он разделит участь Корейко. Бендер с невероятным упорством стремится к обладанию миллионом, в то время как перед читателем уже полностью прошла судьба Корейко, человека с сорока рублями жалованья и с десятью миллионами в потрепанном чемодане, который он сдает в камеры хранения то одного, то другого вокзала.

Здесь сатирическое Начало заложено в замысле романа, в самом построении его. Если в “Двенадцати стульях” можно говорить только о преобладании сатирических картин, то “Золотой теленок” задуман и построен как произведение целиком сатирическое, и там, где авторы отступают от своего замысла, это воспринимается как слабость.

Объекты сатирического разоблачения в “Золотом теленке” крупнее, чем в “Двенадцати стульях”, и огонь по ним ведется из более тяжелой артиллерии. Первым здесь следует назвать подпольного миллионера Корейко – человека с белоглазым, невыразительным лицом и с хваткой крупного капиталистического хищника, начавшего свою звериную карьеру с прямого убийства (он похищает несколько эшелонов с хлебом, направляющихся в голодающее Поволжье).

Авторы не случайно избрали именно такое, а не иное начало этой карьеры. Они обнажили всю беспощадную сущность капиталистического стяжательства Корейко, злодея не только по своей биографии, но и по своим помыслам, ибо для того, чтобы получить все, что может ему дать обладание десятью хищнически нажитыми миллионами, ему требуется не более и не менее как реставрация капитализма. Это его мечта, и в этом единственная его надежда на счастье.

Рядом с Корейко в романе изображены те, кто помогает ему умножать его богатство. Это – бюрократ и перерожденец начальник “Геркулеса” Полыхаев, его подручные Скумбриевич, Берлага и множество других жуликов и подхалимов разных мастей и рангов, присосавшихся к государственному аппарату и готовых спрятаться хоть в сумасшедший дом, лишь бы прошла стороной столь страшная для них “чистка” советских учреждений.

Картину дополняет символическая “Воронья слободка” – коммунальная квартира, в которую авторы сселили самые причудливые олицетворения остатков старого мира, начиная от мужиков-ствующего экс-камергера Митрина, который, по его утверждению, “в гимназиях не обучался” (что было чистой правдой, потому что обучался он в Пажеском корпусе), и кончая выгнанным из третьего класса гимназии Васнсуалием Лохапкиным. В образе этого последнего беспощадно осмеян весь тот мнимо интеллигентный сброд, который пытался претендовать на интеллектуальное превосходство, обладая образованием в объеме трех классов гимназии да десятком толстых томов с золотыми корешками на книжной полке и при этом истошно вопя о “гибели русской интеллигенции” и о посягательстве большевиков на “святыни культуры”.

Изображая “Воронью слободку”, Ильф и Петров показывают, как именно оттуда, из недр старого мира, ползут миазмы человеконенавистничества, мещанства, обывательской глупости и подлости. Конец “Вороньей слободки”, подожженной сразу со всех концов всеми ее жильцами, предварительно застраховавшими свое имущество,- финал глубоко символический.

Картина работы “Геркулеса” – учреждения, уже давно занятого не прямым своим делом, а отстаиванием своих прав на пребывание в незаконно полученном помещении, – классическая сатира на бюрократизм и канцелярщину. При этом в романе превосходно показано, что эти бюрократизм и канцелярщина естественно уживаются с аферами и казнокрадством и не только уживаются, но по закону взаимного притяжения тяготеют друг к другу.

Картины жизни и деятельности “Геркулеса” и картины быта “Вороньей слободки”, быть может, самое долговечное из всего написанного Ильфом и Петровым. Трудно назвать в литературе что-нибудь более смешное и ядовитое, более метко бьющее по этим и в наши дни еще существующим пережиткам старого мира, чем эти блестящие страницы романа.,

Одержимый своей идеей миллиона “на блюдечке с голубой каемкой”, Бендер восстанавливает подлинную биографию конторщика Корейко, попутно раскрывает секрет деятельности “Геркулеса” и, преодолев целое нагромождение препятствий, вымогает у Корейко желанный миллион. С того момента, как Бендер становится обладателем этого миллиона, начинается последняя, заключительная, часть романа, в связи с которой следует вернуться ко всей фигуре Бендера в целом, тем более что фигура эта, не без оснований, возбуждала и возбуждает споры в критике.

Источники:

    Илья Ильф. Евгений Петров. Двенадцать стульев.

    Золотой теленок. Издательство: Нижне-волжское книжное. Волгоград.

    1981 год.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Рецензия к роману Золотой теленок. Часть 2. (Ильф И. А. и Петров Е. П.)