Рецензия к произведению Путешествие из Петербурга в Москву. Часть 1. (Радищев А. Н.)



Основные темы и идейное содержание.

Эпиграфом к своей книге Радищев взял стих и поэмы Тредиаковского “Тилемахида”, несколько и идейное видоизменив его: “Чудище обло (т. с, круглое), содержание. озорно, огромно, стозевно и лаяй”. (В этом месте поэмы Тредиаковского описываются мучения порочных людей, “а особливо злых царей”, в загробном мире. Это описание заканчивается тем, что цари-деспоты, смотревшиеся в зеркало, которое показывало “мерзость их пороков”, выглядели в нем страшнее разных адских чудовищ.

Одно из них

(пес) и есть – “чудище обло” и т. д. Таким чудищем и называет Радищев самодержавно – крепостнический строй России своего времени.)

Посвящая свою книгу другу своему Алексею Михайловичу Кутузову, Радищев в этом посвящении пишет: “Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою – и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает не прямо на окружающие его предметы”.

Это слова пламенного патриота, который горячо любит свою родину и свой народ, страдает при виде бедствий народа и желает

сказать правду о своей стране, оружием художественного слова бороться против царящего зла. Поставив себе такую задачу, Радищев рисует в своей книге широчайшую картину жизни России своего времени. Он показывает жизнь разных слоев общества (царского двора, поместного дворянства, чиновников, купцов, крестьян), говорит об административном произволе, о неправосудии, о всевозможных злоупотреблениях вельмож, чиновников и помещиков, высказывается по вопросам культуры, образования и воспитания, семейных отношений, войны и мира и т. д. И все эти вопросы он освещает с точки зрения революционера, непримиримого борца против угнетения человека человеком.

Он обличает самый строй, самодержавно-крепостнический порядок, справедливо видя в нем источник зла. Но он не только обличает, он зовет к революции. Только революция, мыслит Радищев, может избавить народ от его тиранов – царей и помещиков Так центральными темами книги становятся две: крепостное право и самодержавие” а основной идеей – идея народной революции.

Тема крепостного права.

Тема крепостного права раскрыта в “Путешествии” широко, даны потрясающие картины жизни крепостного крестьянства, ею страдании. В главе “Пешки”, описывая внутренность крестьянской избы, одежду, обувь крестьян, Радищев показывает всю ужасающую нищету народа. “Алчность дворянства, грабеж, мучительство – вот что довело крестьян до такого состояния”, – говорит Радищев.

Писатель гневно восклицает: “Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, воздух. Да, один воздух!”.

О том, как крестьянин работает, каков его труд, Радищев рассказывает в главе “Любани”. Шесть дней в неделю крестьянин работает на барина, а крестьянки еще и по праздникам ходят в лес за грибами и ягодами для помещичьего стола. Для обработки своей пашни остаются крестьянину одни праздники да ночи.

Разговор с крестьянином потрясает Радищева, и он не может не воскликнуть: “Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение”.

Картину беспощадной эксплуатации крестьян помещиками рисует Радищев в главе “Вышний Волочок”. Здесь рассказывается об одном помещике, который отнял у своих крестьян “малый удел пашни и сенных покосов, которые им на необходимое пропитание дают обыкновенно дворяне, яко в воздаяние, за все принужденные работы, которые они от крестьян требуют. Словом, сей дворянин некто всех крестьян, жен их и детей заставил во все дни года работать на себя”. Кормил же их пустыми щами, а в посты и в постные дни (среду и пятницу) – хлебом с квасом. “Обувь для зимы, т. е. лапти, делали они сами, ..а летом ходили босы”.

Ни скота, ни птиц у крестьян не было. Таким путем помещик умножил свое состояние. “Варвар! недостоин ты носить имя гражданина”, – говорит, обращаясь к помещику, Радищев. И заканчивает главу революционным призывом: “Сокрушите орудия его земледелия; сожгите его риги, овины, житницы и развейте пепл по нивам, на них же совершалося его мучительство”.

В главе “Медное” описывается продажа крестьян с публичного торга. “Каждую неделю два раза, – пишет Радищев, – в газетах публикуется о продаже крепостных разорившимися помещиками. Например: “Сего… дня, по полуночи в 10 часов, по определению уездного суда, или городового магистрата (управы), продаваться будет с публичного торга отставного капитана Г… недвижимое именье, дом, состоящий в… части, под №… и при нем шесть душ мужского и женского полу; продажа будет при оном доме. Желающие могут осмотреть заблаговременно”. Кого же продают? – Старика 75 лет, который отца этого капитана, Г. вынес на плечах раненого с поля битвы, а потом был дядькою молодого барина, спас его, когда он тонул в реке, потом выкупил его из тюрьмы, куда барин попал за долги.

Старуху, жену старика, которая была кормилицей матери барина, а потом его нянькою. Женщину 40 лет, кормилицу молодого барина. Ее дочь – с младенцем и мужем, И всей этой семье грозит опасность быть распроданной в разные руки.

Потрясенный и возмущенный этим зрелищем, Радищев заканчивает тяжелое описание продажи поразительным по глубине понимания утверждением, что свободы нужно ждать не от помещиков, а “от самой тяжести порабощения”, т. е. от революции, вызванной тяжестью рабства.

Радищев говорит о развращающем влиянии крепостного права на помещиков. Жестокость, хищничество, разврат, бескультурье характеризуют помещиков-крепостников. Лаже отдельные хорошие люди, изредка встречающиеся среди помещиков, ничего не могут сделать, так как весь строй против них.

Исправить положение в стране может только революция, и Радищев убежден, что она будет.

Тема самодержавия.

Вторая основная тема “Путешествия” – самодержавие – другой, наряду с крепостным правом, источник зла. К этой теме Радищев подходит как революционер, республиканец.

В литературе XVIII века нередко изображались пари-тираны, но им всегда противопоставлялись добрые цари. Для Радищева нет добрых царей, так как само положение царя, неограниченная царская власть, неизбежно развращает ее носителей. С негодованием и возмущением говорит о царской власти Радищев. Екатерина II была права, когда, читая книгу Радищева, писала в своих заметках: “Сочинитель не любит царей и, где может к ним убавить любовь и почтение, тут жадно прицепляется с редкой смелостью”.

С особой полнотой и силой обличения Радищев говорит о самодержавии в главе “Спасская Полесть” и в оде “Вольность”.

“Спасская Полесть” и ода “Вольность”.

Центральное место в главе “Спасская Полесть” занимает сон путешественника. Начинается сон картиной великолепия царского трона, на котором восседает правитель страны. Окружающие престол царя сановники придворные раболепствуют, превозносят его мудрость, справедливость, могущество, милосердие, заботу о государстве и народе.

Принимая эту хвалу за чистую монету, царь мнил о себе как о премудрейшем существе. Он повелел первому военачальнику отправиться на завоевание новой земли, командующему флотом – “рассеять корабли по всем морям”; приказал выпустить узников из темниц на волю; повелел архитекторам соорудить великолепные здания. Слушая эти повеления, все стоявшие у трона воздавали хвалу царю. Но Истина-Прямовзора сняла бельма с глаз царя, и он увидел все в истинном свете. “Одежды мои, столь блестящие, казались замараны кровью и омочены слезами.

На перстах моих виделися мне остатки мозга человеческого; ноги мои стояли в тине”. Но еще “скареднее” показались ему придворные. “Вся внутренность их казалась черною и сгораемою тусклым огнем ненасытности. Они метали на меня и друг на друга искаженные взоры, в коих господствовали: хищность, зависть, коварство и ненависть”.

Царь увидел, что отправленный им на войну военачальник “утопал в роскоши и веселии”. Нужные для этого деньги забирались из сумм, отпущенных на нужды войска. Солдаты находились в бедственном состоянии, “почитались хуже скота”, “жизнь их ни во что вменялася”. Корабли не вышли в море, а их начальник приказал выполнить на чертежах те новые острова, которые он якобы открыл.

Повеление царя о прощении преступников или совсем не было выполнено, или задерживалось исполнением, или коснулось только тех, кто мог дать взятку начальникам. И “вместо того, чтобы в народе моем прослыть милосердным, я прослыл обманщиком, ханжою и пагубным комедиантом”.

В этом сне Ралишев так правдиво и метко изобразил Екатерину, ее двор и первого военачальника – Потемкина, что и сама она, и Потемкин заметили это. “Я прочитал присланную мне книгу, – писал Потемкин Екатерине. – Не сержусь. Рушеньем Очаковских стен отвечаю сочинителю. Кажется, матушка, он и на вас возводит какой-то поклеп”.

Написанную около 1781 -1783 годов оду “Вольность” Радищев вставил в главу “Тверь”. Царь (в оде) изображен как тиран, рассказывается о суде над ним и его казни.

В оде описывается казнь Кромвелем английского короля Карла I. Но Екатерина поняла направленность мысли Радищева: “Ода совершенно явно и ясно бунтовская, где царям грозится плахою. Кромвелев пример приведен с похвалами”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Рецензия к произведению Путешествие из Петербурга в Москву. Часть 1. (Радищев А. Н.)