Рецензии к сказкам Салтыкова-Щедрина. Часть 1. (Салтыков-Щедрин М. Е.)
В настоящее издание включены избранные сказки Салтыкова-Щедрина, часть сказочного цикла, в который входит 32 произведения.
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
Горячим поклонником сатирического таланта Салтыкова-Щедрина был И. С. Тургенев. Он “сам читал однажды на литературном утре в Париже “Двух генералов” Салтыкова и позаботился о переводе их на французский язык”. (“И. С. Тургенев в воспоминаниях современников”, т. И. М., 1969, с. 148-149).
…шекснинска стерлядь золотая – из стихотворения Г. Р. Державина
Дикий помещик
Накануне отмены крепостного права многие помещики стремились избавиться от непокорных крестьян, “будущих грубиянов и смутителей”, сдавая крепостных в рекруты, переселяя в Сибирь.
Будучи вице-губернатором Твери и Казани (в 1858-1862 гг.), Салтыков-Щедрин приложил много сил для борьбы с “помещичьим бредом”. Эти впечатления отразились в сказке “Дикий помещик”.
Сказку “Дикий помещик” упоминает в 1905 году В. И. Ленин: “Царские слуги, как видно, не очень-то боятся помещичьего либерализма: они достаточно проницательны, чтобы за этим поверхностным
…читал газету “Весть”…- лолитическую и литературную газету (1863-1870), орган реакционно-дворянской оппозиции 60-х годов.
…снится, что он ходит по берегам Евфрата и Тигра…- то есть, согласно библейским сказаниям, в раю.
Временнообязанные.- Согласно Положениям 19 февраля, освобожденные от крепостной зависимости крестьяне были обязаны временно, до заключения с помещиком соглашения о выкупе земли, работать на него.
Регалия – государственная монополия на продажу, королевское право на получение доходов.
Премудрый пискарь
В. И. Ленин часто использовал образы щедринских сказок в борьбе с российскими либералами: “О, премудрые пескари пресловутой прогрессивной “интеллигенции”!.. Глядишь – мы опять легальны и мирны, тактичны и лояльны… приспособимся всегда применительно к подлости!” – писал В. И. Ленин в 1906 году, говоря о задачах соцдемократии (Поли. собр. соч., т.- 14, с. 199).
Медведь на воеводстве
Исследователи творчества Салтыкова-Щедрина указывают, что смысл этой сказки в раскрытии антинародной природы монархической власти и что сказка содержит намеки на Александра III и его ближайших советников – К. П. Победоносцева и министров Н. Игнатьева и Д. Толстого. Ближайший советник царя – обер-прокурор синода К. П. Победоносцев (1827-1907), на протяжении нескольких десятилетий наставник царской семьи, мракобес, стремившийся все подчинить церкви, преследовавший иноверцев.
Risum teneatis, amici! – из послания Горация Пизону и его сыновьям (“Наука поэзии”).
И…дикий тунгус, и сын степей калмык…- из “Памятника” А. С. Пушкина (1836).
…при Магницком…- М. Л. Магницкий (1778-1855), попечитель Казанского университета в последние годы царствования Александра I, мракобес и реакционер.
Laissez passer, laissez faire! – предоставление со стороны государства полной свободы действий частному предпринимательству.
…ничего, ничего, молчание…- из “Записок сумасшедшего” Н. В. Гоголя (1835).
Вяленая вобла
В работах В. И. Ленина часто используется щедринский афоризм “уши выше лба не растут!”: “Щедрин давно уже переводит на общепонятный язык это либеральное российское “но” – не растут уши выше лба, не растут!” (В. И. Лени н. Поли. собр. соч., т. 14, с. 278).
Бывают такие обстановочки, когда подлинного ума-разума и слыхом не слыхать, а есть только воблушкин ум-разум.- Советы вяленой воблы иносказательно отражают упадок общественного сознания в обстановке политической реакции 80-х годов, когда “широкий простор для применений” получила “теория малых дел” (“воблушкина доктрина”).
Вперед без страха и сомненья! – Начальная строка стихотворения А. Н. Плещеева, ставшая студенческой песней, иронически используется Салтыковым-Щедриным.
Respice finem! – крылатое выражение античности. Полный текст афоризма: “Quidquid agis, prudenter agis et respice finem!” (“Что бы ты ни делал, делай разумно и обдумывай результат”).
Излюбленные люди – в обычном праве – выбранные на общественную должность.
…преобладал пестрый человек.- В ноябре 1884 года в “Вестнике Европы” (впервые после закрытия “Отечественных записок”) Салтыков-Щедрин начинает печатать “Пестрые письма”. В IX письме он дал следующую характеристику “пестрым людям”: “Общий признак, по которому можно отличать пестрых людей, состоит в том, что они совесть свою до дыр износили… Всем они в течение своей жизни были: и поборниками ежовой рукавицы, и либералами, и западниками, и народниками, даже “сицилистами”, как теперь говорят” (т. 16, кн.
1, с. 376).
“Вы, Иван Иваныч… Где уж мне, Иван Никифорыч!” – Для поэтики Салтыкова-Щедрина свойственно использовать литературные типы других писателей (лермонтовского Печорин | персонажей “Горя от ума” Грибоедова, героев Фонвизина, Тургенева, в данном случае гоголевских персонажей “Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”).
Орел-меценат
….в школе кантонистов…- В школы при военном ведомстве брали солдатских детей, навсегда зачисляя их в это ведомство.
“Науки юношей питают” – Из “Оды на день восшествия на престол Елисаветы Петровны” (1747) М. В. Ломоносова.
Карась-идеалист
В. И. Ленин писал в 1911 году в статье “Наши упразднители”: “Пока есть у демократии политические караси, будет чем жить и щукам либерализма” (Поли. собр. соч., т. 20, с. 117).
Верный Трезор
Как указывает Б. Я. Бухштаб, верный Трезор наделен чертами М. Н. Каткова (1818-1887), с 1863 года возглавившего газету “Московские ведомости”, которая при нем стала трибуной правительственной реакции. В некоем Арапке, изгнавшем вскоре “Трезоркин образ из сердца купца Воротилова”, можно предположить деятеля типа А. С. Суворина, редактора газеты “Новое время” (с 1876 г.), к концу 70-х годов перешедшего с либеральных на сугубо реакционные позиции: он “повернул к национализму, к шовинизму, к беспардонному лакейству перед власть имущими. Русско-турецкая война помогла этому карьеристу “найти себя” и найти свою дорожку лакея, награждаемого громадными доходами его газеты “Чего изволите?”. (В.
И. Лени и. Поли. собр. соч., т. 22, с. 44).