Реальное и фантастическое в прозе Салтыкова-Щедрина



Реальное и фантастическое в прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина. (На материале произведений по выбору учащегося.)

В начале рассуждения отметьте, что сатирические сказки М. Е. Сал­тыкова-Щедрина, написанные в основном в поздний период творчества писателя, обличают правителей России, государственное устройство, вла­дельцев крепостных душ и даже сам народ. Автор утверждает, что в его произведениях “карикатур нет… кроме той, которую представляет сама действительность”.

Раскройте, как прием гротеска помогает сатирику подчеркнуть по­следствия

отсутствия мужика во владениях помещика – доведение дво­рянина до состояния животного. Таким образом, писатель подчеркивает тот факт, что только деятельность крестьянства создает культуру.

Поясните, что в образах сказки обнаруживаются сближения с персо­нажами романа “История одного города”. Так, Урус-Кучум-Кильдибаев напоминает своей непреклонностью и идиотизмом Угрюм-Бурчеева. Этот ассоциативный ряд свидетельствует о некой типичности властных лиц в Российской империи.

Аргументируя свой ответ, рассмотрите, как в сказке “Дикий помещик” обнаруживаются черты народной волшебной

сказки. Это и традиционные обороты “в некотором царстве, в некотором государстве”, “тело мягкое, белое и рассыпчатое”, “начал жить да поживать”, “сказано, сделано”. Пер­сонажи также типичны для народной сказки: медведь Михаил Иванович, мужики, барин.

Совершаются в произведении и волшебные события – перемещения в пространстве, фантастическое исполнение желаний.

Как и в обычной сказке, в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина соседствуют реальный и фантастический планы. Так, в сюжете действует реальный актер Садовский, упоминаются типичные для тогдашней Рос­сийской империи чины капитана-исправника, генералов. Сама фамилия Урус-Кучум-Кильдибаев пародирует пышные родовые имена дворян.

По­мещик читает газету “Весть”, боится ссылки в Чебоксары.

Подводя итоги своим размышлениям, укажите, что в то же время сбывшееся желание помещика фантастично – мужики были развеяны Господом по лицу земли. Также фантастически преувеличена степень оди­чания дворянина.

Используйте такие теоретико-литературные понятия, как сатира, гротеск, прием фантастики, реалия, “говорящие” имена и фамилии, жанр литературной сказки, стиль писателя.

Продумывая композицию сочинения, обратитесь сначала к общей характеристике сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина; затем раскройте ху­дожественное своеобразие сказки “Дикий помещик”; наконец, охарак­теризуйте роль реального и фантастического плана в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 4.00 out of 5)
Loading...

Реальное и фантастическое в прозе Салтыкова-Щедрина