Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя “Нос”
Повесть “Нос” входит в третий цикл произведений Н. В. Гоголя под названием “Петербургские повести”. Перед читателем предстает столица Российской империи Петербург. В повести жизнь людей в своих типических проявлениях раскрывается при помощи приемов сатиры, гротеска.
Последний прием часто строится на сочетании реальных признаков жизни и фантастического их восприятия.
Что реальное мы видим в повести? Перед нами Петербург, Невский проспект, по которому снуют люди. А вот и главный герой, майор Ковалев, франт и модник, ищущий
Сплошная проза жизни!
Фантастика начинается в тот момент, когда майор на Невском проспекте вдруг увидит. свой нос! Герой ошарашен, изумлен! Да и как не испытать этого, если его собственный нос “был в мундире”, разъезжал на извозчике, молился в церкви. Ковалев “чуть не сошел с ума”.
Он преследует свой нос, пытается уговорить его вернуться на место. Да где там! Нос ведет себя независимо и принадлежность майору Ковалеву отрицает.
Фантастика! Чистой воды фантастика! Кто виновник
Тайна захватывает читателя буквально с первой фразы, о ней постоянно напоминается, она достигает кульминации, а разрешения этой тайны нет. Таинственным является не только отделение носа, но и то, как он существовал самостоятельно. Думаете, в финале повести мы узнаем, чем закончилась эта занимательная история?
Нет! Финал повести сохраняет фантастическую интригу: “Но здесь происшествие закрывается туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно”.
Таким образом, могу сделать вывод, что фантастика и реальность идут в повести рука об руку и служат одному: нарисовать чудовищную власть чинопочитания, показать всю нелепость человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрократической субординации, когда личность, как таковая, теряет всякое значение.
Related posts:
- Сочинение на тему: Реальное и фантастическое в повести Гоголя “Нос” Реальное и фантастическое в повести Гоголевская фантастика занимает особое место в русской литературе 19-го века. Она была создана на бытовой, прозаической основе. Повесть “Нос” входит в третий цикл Петербургских произведений автора и, пожалуй, является наиболее абсурдной и в то же время социально-значимой. Перед читателем открывается столица Российской империи и жизни обычных людей, занимающих самые разные […]...
- Сочинение Реальное и фантастическое в повести Гоголя “Заколдованное место” Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя “Заколдованное место” Повесть Николая Васильевича Гоголя “Заколдованное место” – это рассказ дьячка о случае из своей жизни. Она написана удивительно живо и интересно. С каждой строчкой чтение этой повести все больше и больше захватывает. Даже сам дьячок, неохотно начавший рассказ, так увлекся своим повествованием, что упрекнул слушателей […]...
- Сочинение на тему: Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя “Шинель” Николай Васильевич Гоголь – совершенно уникальный писатель, не похожий на других русских мастеров слова. В его творчестве много поразительного и удивительного: смешное переплетается с трагическим, фантастическое с реальным. Читая произведения Гоголя, с каждым разом убеждаешься в том, что основа его произведений – комическая. Это карнавальность, когда все надевают маски, проявляют непривычные свойства, меняются местами, и […]...
- Фантастическое и реальное в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть “Собачье сердце”, написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести “Собачье сердце” становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху. 7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести “Собачье […]...
- Реальное и фантастическое в одном из произведений русской литературы XX века (по повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”) Михаил Афанасьевич Булгаков – один из виднейших писателей России первой половины XX века. В своих произведениях он соединял реальное и фантастическое. Проза Булгакова наполнена конфликтами, лирикой, гротеском, смехом, трагедией. Повесть “Собачье сердце” объединяет в себе фантастику и сатирический памфлет, поэтому она такая своеобразная и интересная. Сложнейшая операция, проведенная профессором Преображенским, ее результаты – это, конечно, […]...
- Сочинение на тему: Реальное и фантастическое в повести М. Булгакова “Собачье сердце” Реальное и фантастическое в повести М. Булгакова “Собачье сердце” Повесть “Собачье сердце” стала одним из лучших произведений М. А. Булгакова. Она была написана в 1925 году, но через год ее изъяли после обыска в квартире писателя и запретили издавать. Ведь основной темой произведения является изображение общества в сложную эпоху перехода от одного режима власти к […]...
- Фантастическое и реальное в поэме “Рамаяна” Древнеиндийская эпическая поэма “Рамаяна” создавалась в глубокой древности, около двух тысяч лет назад. И те, кто на протяжении веков слагал ее поэтичные строки, вряд ли мог отделить в ней реальность от фантазии народа. Так же, как и нынешние индусы, свято верующие в переселение душ и продолжение жизни, не отделяют героев поэмы от своей реальной жизни, […]...
- РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. А. НЕКРАСОВА “ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА” РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. А. НЕКРАСОВА “ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА” 1 вариант Н. А. Некрасов был замечательным, чистым и благородным русским поэтом, голос которого звучал в защиту простого народа, бесправного и угнетенного. Поэзия Н. А. Некрасова полна горячей любви к человеку и пробуждает у читателя стремление к лучшей жизни. Некрасов писал стихотворения о простом народе […]...
- Реальное и фантастическое в произведении Чарльза Диккенса “Рождественская песнь в прозе” Одно из замечательных и поучительных произведений Чарльза Диккенса “Рождественская песнь в прозе” несколько необычное как в своем сюжете, так и в построении. Действительность и фантастика крепко переплелись между собой во многих эпизодах, что также делает сюжет данного произведения весьма привлекательным. События случайно происходят на рождественские праздники – время надежд на чудо и осуществления невероятного. События, […]...
- Реальное и фантастическое в прозе Салтыкова-Щедрина Реальное и фантастическое в прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина. (На материале произведений по выбору учащегося.) В начале рассуждения отметьте, что сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, написанные в основном в поздний период творчества писателя, обличают правителей России, государственное устройство, владельцев крепостных душ и даже сам народ. Автор утверждает, что в его произведениях “карикатур нет… кроме той, которую […]...
- Реальное и фантастическое в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” “… Одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке,- это желание уйти от будничной жизни с ее мучительной жестокостью и безутешной пустотой, уйти от уз вечно меняющихся собственных прихотей… Но к этой негативной причине прибавляется позитивная. Человек стремится… создать в себе простую и ясную картину мира; и это не только для того, чтобы […]...
- Реальное и фантастическое в одном из произведений русской литературы XX века Во многих произведениях русской литературы присутствует реальность и фантастика. Я хочу рассказать как в одном из рассказов Виктора Астафьева “Царь-рыба” совмещается реальное и фантастическое, что человек никогда не веривший ни в бога, ни в приметы, уже через несколько минут начал во всем каяться и винить себя за то, что никогда не верил ни в бога, […]...
- Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Реальное и фантастическое 1. Сатира Салтыкова-Щедрина. 2. Жанровые особенности сказок. 3. Герои. 4. Фантастические мотивы. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина – это совершенно особый пласт творчества писателя. Практически все Салтыков-Щедрин создал в последние годы жизни. Эти короткие произведения поражают разнообразием художественных приемов, а так же своим социальной значимостью. Писатель адресует свои “сказки” “детям изрядного возраста”. Тем самым Салтыков-Щедрин словно […]...
- “Собачье сердце” – Реальное и фантастическое произведение (Булгаков Михайл) В повести “Собачье сердце” Михаил Афанасьевич Булгаков умело сочетает как абсолютную фантастику, так и суровую реальность происходящего. Сквозь пелену художественного вымысла автору удается вплоть до мелочей передать читателям все подробности жизни революционного общества. Почтеннейшему человеку, профессору Преображенскому, удается провести на редкость сложную операцию по пересадке гипофиза от человека собаке. Немыслимо, восхитительно, фантастично. Если бы не […]...
- Реальное и фантастическое в одном из произведений русской литературы XX века. (А. и Б. Стругацкие. “Жук в муравейнике”.) Аркадий и Борис Стругацкие создали много прекрасных книг. Почти все их произведения написаны в жанре фантастики Но несмотря на это, главным объектом для писателей всегда является Человек, и прежде всего его духовный мир. Характерно, что все чудеса техники и достижения науки в книгах Стругацких запоминаются куда меньше, чем сами люди, их характеры, отношения. Проблемы, которые […]...
- ФАНТАСТИЧЕСКОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ПОЭМЕ “РАМАЯНА” ФАНТАСТИЧЕСКОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ПОЭМЕ “РАМАЯНА” У каждого народа существует множество легенд о славных героях, об их мужественных подвигах и блистательных победах над врагами. В Индии подобные устные пересказы начали создавать безымянные певцы и рассказчики еще в очень древние времена. Позже народные легенды неоднократно использовались как основа многочисленных литературных произведений, одним из которых и […]...
- Реальное и фантастическое в сказке “Снежная Королева” Я очень люблю читать сказки, потому что там есть волшебство и чудеса, неожиданности и самые невероятные приключения. Реальное и фантастическое так сильно переплетаются в сказках, что иногда и не разберешь, где кончается одно и начинается другое. Вот, к примеру, сказка X. К. Андерсена “Снежная королева”. Главные герои сказки – обыкновенные мальчик и девочка. Они любят […]...
- Реальное и фантастическое в поэме И. Драча “Чернобыльская Мадонна” В поэме “Чернобыльская Мадонна” И. Драч рассказывает о самой страшной трагедии второй половины XX столетия – аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года и ее последствиях. Поэт с жгучей болью рассказывает о том, как зеленые луга, величественные рощи, чистые реки – все стало мертвым. Авария привела к невиданному загрязнению атмосферы, к радиоактивному облучению тысяч […]...
- Гротеск и фантастическое начало в ранних произведениях Гоголя С элементами фантастики и гротеска в творчестве Николая Васильевича Гоголя мы встречаемся в одном из первых его произведений “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Писатель подчинил фольклорно-этнографические материалы задаче воплощения духовной сущности, нравственно-психологического облика народа как положительного героя книги. Волшебно-сказочная фантастика отображается Гоголем не мистически, а согласно народным представлениям. Тематика “Вечеров…” – характеры, духовные свойства, моральные […]...
- РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Р. Э. РАСПЕ “УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА” РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Р. Э. РАСПЕ “УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА” Забавные истории о приключениях барона Мюнхгаузена известны детям многих стран. Однако немногие знают, что барон-фантазер – не совсем вымышленный персонаж, а точнее, очень даже реальный. Он жил в Германии в XVIII веке и некоторое время провел в России, воюя с турками. Эти и […]...
- Сочинение на тему: “Особенность повести Н. В. Гоголя “Нос” Гоголю в своих произведениях присуще отражение как фантастических, так и реальных событий. Повесть “Нос” за сказочной потерей носа носит сатирическое высмеивание человеческих пороков. Главным героем поэмы цирюльник является Иван Яковлевич, неопрятный человек, склонный к пьянству, который испытывает страх и безволие перед своей женой. В повести автор показывает нам типичный взгляд на женитьбу как на выгодную […]...
- Сочинение на тему: Гротеск в повести Гоголя “Нос” Гротеск в повести Гоголя “Нос” Сатирическая повесть “Нос” была написана Н. В. Гоголем в 1832-1833 годы. Некоторые издания отказывались печатать ее, считая абсурдной и тривиальной, но А. С. Пушкину повесть показалась более, чем интересной, веселой, фантастической и оригинальной. В 1836 году он опубликовал ее в своем журнале “Современник”. Со стороны было много критики в адрес […]...
- Особенности повести Н. В. Гоголя “Нос” 1. Особенности повести Н. В. Гоголя “Нос” – реализм и фантастичность 2. Сатирические Особенности повести Н. В. Гоголя “Нос” . 3. Значение образа Носа-чиновника. Н. В. Гоголя принято считать одним из основоположников русского реализма. Однако реализм в произведениях этого писателя очень часто переплетается с фантастическими образами, полными глубокого смысла. Вспомним его “Вечера на хуторе близ […]...
- Краткое содержание повести Н. В. Гоголя “Нос” (Второй вариант) I 25 марта в Петербурге случилось странное происшествие. Цирюльник Иван Яковлевич захотел съесть горячего хлеба с луком. Он сел за стол, взял в руки нож и принялся резать хлеб. В одной из половин хлеба он увидел что-то белевшееся, ковырнул и к своему удивлению обнаружил нос. И нос был какой-то на удивление знакомый. Супруга его пришла […]...
- “Нос”, анализ повести Николая Васильевича Гоголя “Нос” часто называют самой загадочной повестью Николая Васильевича Гоголя. Она была написана в 1833 году для журнала “Московский наблюдатель”, который редактировали друзья писателя. Но произведение редакция не приняла, назвав его грязным и пошлым. Это первая загадка: почему друзья Гоголя отказались от публикации? Какую грязь и пошлость они усмотрели в этом фантастическом сюжете? В 1836 году […]...
- Анализ повести Н. В. Гоголя “Записки сумасшедшего”, план Повесть построена в форме дневниковых записей и раскрывает смятенное сознание героя. Этот мелкий чиновник далек от мира сильных людей, от высшего общества. В департаменте он чинит перья для своего начальника. Он познает жизнь через унижения и оскорбления и свыкается со своим положением. Особенностью является то, что по мере того, как герой лишается рассудка, происходит его […]...
- Идеальное и реальное в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” В “Авторской исповеди” Гоголь писал: “После “Ревизора” я почувствовал, более нежели когда-либо, потребность сочинения полного, где было бы уже не одно то, над ^чем следует смеяться”. Он хотел изобразить русского человека со всеми его достоинствами и недостатками, данными ему “преимущественно перед другими народами”.Лирическая сила должна была помочь изобразить достоинства, а сила смех а – недостатки. […]...
- Краткий сюжет повести Гоголя “Нос” Описанное происшествие, по свидетельству повествователя, случилось в Петербурге, марта 25 числа. Цирюльник Иван Яковлевич, откушивая поутру свежего хлеба, испеченного его супругою Прасковьей Осиповной, находит в нем нос. Озадаченный сим несбыточным происшествием, узнав нос коллежского асессора Ковалева, он тщетно ищет способа избавиться от своей находки. Наконец он кидает его с Исакиевского моста и, против всякого ожидания, […]...
- Анализ повести Н. В. Гоголя “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” 1) История создания повести. После публикации “Вечеров на хуторе близ Диканьки” Н. В. Гоголь пишет цикл повестей “Миргород”, который состоит из двух частей. В первую часть вошли повести “Старосветские помещики” и “Тарас Бульба”, во вторую – “Вий” и “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”. Обе части сборника “Миргород” были опубликованы в […]...
- Герой повести Н. В. Гоголя “Нос” Имя Майор Ковалев заключает в себе двойную семантику образа: с одной стороны, шаблонную и общераспространенную фамилию (укр. коваль – кузнец; ср. поговорку: “кузнец своего счастья”), с другой – имя и отчество (Платон Кузьмич), содержащее одновременно иронический намек на греческого философа Платона и пародийно диссонирующее отчество простоватого Кузьмы, что в тона М. К. не помышляет ни […]...
- “Нос” краткое содержание по главам повести Гоголя I Эта история началась 25 марта в Петербурге. Утром цирюльника Ивана Яковлевича разбудил запах свежего хлеба, который испекла его жена Прасковья Осиповна. Иван Яковлевич поспешил сесть за стол и начал резать горячий хлеб. Вдруг он обнаружил внутри буханки человеческий нос. Жена цирюльника тут же закатила истерику и обвинила мужа в том, что это нос одного […]...
- Роль и истоки фантастического в сюжете повести Н. В. Гоголя “Ночь перед рождеством” В основе повести Гоголя “Ночь перед рождеством” лежит малорусская сказка о кузнеце и черте – “Кузнец”. Однако в сюжете этой сказки отсутствует любовный конфликт. Черт и кузнец – главные действующие лица “Кузнеца”. Все действие завязано вокруг картины с изображением нечистого: кузнец Яремка портит портрет черта, черт пытается отомстить ему, однако попытка не удается. В финале […]...
- Гротеск в повести Гоголя “Нос” “Гротеск – древнейший художественный прием, основанный, как и гипербола, на преувеличении, заострении качеств и свойств людей, предметов, явлений природы и фактов общественной жизни” – так объясняет понятие гротеска большая школьная энциклопедия литературы. Однако не всякое преувеличение является гротеском. Здесь оно имеет особый характер: изображаемое абсолютно фантастично, нереально, неправдоподобно и ни в каком случае не возможно […]...
- Языковые средства изображения “города-обмана” в повести Н. В. Гоголя “Невский проспект” На предыдущих уроках мы говорили о Петербурге Гоголя, анализируя содержание, идею и композицию повести “Невский проспект”. Сегодня нам предстоит, надеюсь, интересная работа с языковыми средствами изображения “города-обмана” в повести. Вспомним, к каким выводам мы пришли, анализируя композицию “Невского проспекта”. Произведение состоит из трех частей: первая часть – реальное пространство, знакомое каждому жителю Петербурга; вторая – […]...
- Анализ повести “Шинель” Н. В. Гоголя (Первый вариант) Повесть “Шинель” – лучшее произведение петербургского цикла, “одно из глубочайших созданий Гоголя” (Белинский). Образ мелкого чиновника-неудачника появился в русской литературе задолго до Гоголя (например, образ станционного смотрителя в одноименной повести Пушкина). В начале повести “Шинель” автор пишет, что над бедным человеком “натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не […]...
- Повести Н. В. Гоголя в цикле в “Миргород” Повести Н. В. Гоголя, вошедшие в “Миргород”, были опубликованы впервые в 1835 году отдельным изданием, а затем переизданы в 1842 году, войдя во второй том собрания сочинений писателя. Сборник “Миргород” во многом является продолжением первого сборника, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Писатель развивает тему жизни и быта украинских крестьян и казаков (“Вий”, “Тарас Бульба”) и […]...
- Изучение повести Н. В. Гоголя “Невский проспект” в 10-м классе Рабочие материалы для учителя Из истории создания повести “Невский проспект” впервые был опубликован в сборнике “Арабески” (1835), получившем высокую оценку В. Г. Белинского. Гоголь начал работать над повестью в период создания “Вечеров на хуторе близ Диканьки” (примерно в 1831 году). В его записной книге сохранились наброски “Невского проспекта” вместе с черновыми записями “Ночи перед Рождеством” […]...
- Сочинение на тему: Что мне больше запомнилось в повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” Что мне больше запомнилось Мне очень нравятся повести Н. В. Гоголя из цикла “Вечера на хуторе близ Диканьки”, в особенности “Ночь перед Рождеством”. В ней каким-то чудесным образом сочетаются реальность и фантастика. Мы видим, как на фоне обычной украинской деревни развиваются рождественские события, наполненные волшебства. Действующие лица повести довольно колоритные и яркие персонажи. Мне больше […]...
- Черты реализма и романтизма в повести Гоголя Шинель Осуждая черствость и бездушие коллег Башмачкина, которые над ним издевались, и “значительное лицо”, который на самом деле оказался аморальным ничтожным трусливым типом, автор использует средства реализма. Это и внутренняя логика развития образов, и точное описание условий жизни персонажей и т. п. Однако после смерти Акакия Акакиевича, когда надо наказывать мерзавцев, а реальная жизнь, изображенная в […]...
- “Заколдованное место”, анализ повести Николая Васильевича Гоголя Черновики повести Гоголя “Заколдованное место” не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Скорее всего она была написана в 1830 году. Повесть “Заколдованное место” вошла во вторую книгу сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. Подзаголовок цикла указывает, что “Вечера на хуторе близ Диканьки” издал некий пасечник Рудый Панько. […]...