Реальная фантастичность в романе Г. Г. Маркеса “Сто лет одиночества”
Рафаэль Гарсиа Маркес – латиноамериканский колумбийский писатель. Имя писателя запоминается довольно легко – оно и благозвучно, и изысканно. Следует сказать, что так же виртуозно звучат и другие названия – Латинская Америка, Колумбия, Арака-Такая… Даже не читая книжек Рафаэля Гарсиа Маркеса, можно сказать, что у этого писателя должны быть что-то необыкновенное в стиле, в жизни, в творчестве. “Магический реализм” – вот основной элемент творчества Маркеса.
И в самом деле, что-то магическое есть во всем, что связано с ним.
Маленького мальчика зачаровывал мир фантастики, где люди могли летать, как птицы, где они могли побеждать мохнатых чудовищ и огромных змеев. Разве это сказка? Ни в коем случае! Такой могла быть только реальность!
Писатель напишет об этом позднее: “нужно рассказывать обо всем так, как рассказывали мои бабушка и дедушка”, т. е. нужно самому верить в то, что говоришь, и тогда это будет интересно другим.
Рафаэль Гарсиа Маркес верил, что наш мир – это настоящее, в котором реальное
Смысл их в том, что писатели всегда создавали что-то невероятное, фантастическое. Проходило время – и фантастика становилась реальностью. Так вот, Маркес предлагает создавать положительную фантастику, “где никто не будет решать за других, как им умирать, где будет властвовать истинная любовь и умножаться счастье”.
В самом деле, наши положительные мысли аккумулируются и создают позитив, а страхи порождают негатив.
В романе “Сто лет уединения” показаны шесть поколений рода Буендиа. Кажется, история должна быть захватывающей. Хосе Аркадио Буендиа становится основателем рода. Он в поселке пользуется уважением, дом его наполнен солнцем и светом.
Он тянется к прогрессу, поэтому все “фокусы” цыган его так интересуют. В то же время он ужасно одинок. Эта черта станет определяющей для всех Буендиа.
Писатель наделяет разных своих героев не только одинаковыми чертами характера, но и одинаковыми именами. Имена Хосе Аркадио и Ауре лиана встречаются чаще всего. В семье каждый носит на себе оттенок одинокости, но замкнутость каждого возникла не сразу, а в ходе жизни по разным причинам.
Над родом висит проклятие. Хосе Аркадио старается расшифровать давний манускрипт, который ему достался от цыгана Мелькиадеса.
Цыган умирает, но Хосе Аркадио продолжает с ним общаться, так как тот будто воскресает и поселяется в доме Буендиа. Да и после смерти самого старейшины рода с ним продолжает общаться жена Урсул. Для нее он так и остался сидеть под деревом, где умер, и сюда она приходит, чтобы поговорить с мужчиной о домашних делах.
Для этих людей не существует разницы в словах “жизнь” и “смерть”. Для них ничто никуда не исчезает, а живые и мертвые живут в едином мире. По улицам разгуливают призраки, местные жители боятся “пасмурного города”, многоголового дракона, которого вызвали на расправу с мятежниками.
Где здесь реальность и где здесь сказка?
Волшебные дороги приводят цыган в Макондо, такими же сказочными дорогами идет полковник Аурелиано, который ищет для себя самую красивую женщину в мире. Или вот Амаранта – она старается отсрочить смерть. Как-то к ней пришла женщина в синем платье и приказала ей шить саван. Это сама смерть пришла, она так обычно наряжена.
Приказ нельзя не исполнить, но человек – хитрое создание. Амаранта шьет, но не спешит – работу можно сделать за неделю, за год, а можно и растянуть на долгие годы… Не все сказки, увещевания становятся правдой.
Так, Аурелиано Хосе на картах выпало семейное счастье, шестеро детей и длинная счастливую жизнь, а вместо всего этого – снопа в грудь. “Этот шар, несомненно, плохо разбирался в увещеваниях карт”, – смеется писатель.
Какой вывод можно сделать, прочитав роман “Сто лет уединения”? В первую очередь, мне кажется, автор хочет сказать людям, что не нужно быть гордыми и злыми. За свои плохие дела люди будут наказаны.
Возможно, все фатально и ничего изменить нельзя – ведь в манускрипте было написано о последних из рода Буендиа: у Амаранты Урсулы и Аурелиано Бабилонья родится ребенок со свиным хвостиком. Это и будет концом рода. Фатум не объедешь на кону. А может, и не так?
Ведь не всегда увещевания исполнялись. Думаю, если бы люди исправились, не совершали зла, вели себя по-человечески, то и судьба их в загадочном манускрипте была бы измененная. Так как, например, Аурелиано символизирует собой алчную свиноподобность.
Наперегонки со Слонихой он доказывает свою ненасытность: “каждый выпил сок из пятидесяти апельсинов, восемь литров кофе и тридцать яиц”. Люди обмельчали, их стремления сводятся к стремлениям животных. Не более того.
А для таких людей не может быть будущего. Род должен умереть, перевестись, так как ничего морального не принес с собой в этот мир. Маркес обращает наше внимание на то, Что люди должны быть духовно высшими существами, чем животные.
Если же они этого не делают, то они обречены на одиночество и на вырождение.
За магией, фантастикой Маркеса скрыты вещи, которые напоминают о моральном облике человека, о том, что человек ответственен за все свои поступки, а в случае негодной жизни следует ждать наказания. Писатель “отказывается принять конец человека” и зовет нас создавать счастье собственными руками, добрыми делами и богатым воображением. Щедрая и гуманная фантастика подарит нам такую же щедрую и гуманную жизнь.
Сказка станет реальностью, но нужно придумать красивую сказку – так я понимаю Маркеса.