Реализм басен Леонида Глебова
Наивысшего своего развития басня достигла в XIX веке в творчестве Леонида Глебова. Украинская басня вознеслась на высшую ступень с выходом в свет сборника “Малороссийские присказки” в 1834 году. Известно 107 басен, написанных этим неутомимым тружеником, который, по словам Ивана Франко, даже в годы страшного застоя и всеобщего упадка литературной жизни в Украине не выпускал из рук пера.
В баснях “Волк и Ягненок”, “Волк и Кот”, “Волк и Пастухи” Л. Глебов воспроизвел бесправное положение крепостного крестьянства. Со стороны
… Ниже перед высшим гнется,
А больший меньшего да еще и бьет.
Ярко изобразил баснописец разрушение помещичьих хозяйств, банкротство господ в произведении “Мельник”. Фома, когда-то хороший хозяин, забросил свое хозяйство, потому что “хорошо за дело брался”. Он не прислушивается к советам, самоуверенно отвечает:
– Пусть только! Река – не лужа;
Воды еще хватит на всю жизнь!
Автор в аллегорической форме раскрыл
В басне “Медведь-пасечник” Л. Глебов высмеял выборы в земство, создав пародию на царский суд, показав умение хищников приспосабливаться к новым условиям.
Свое перо сатирика Л. Глебов направлял на паразитизм, лакейство, лицемерие, праздность и эгоизм помещиков. В басне “Щенок” автор приговорил продажных, морально низких людей, которые за недоеденную кость с барского стола готовы предать верных друзей. Щенок пренебрежительно относится к Бровку, потому что является паном, он равнодушен к страданиям бывшего товарища.
Леонид Глебов своим басенным творчеством “сделал значительный шаг вперед по сравнению со своими предшественниками и современниками”, изображая реальные картины того времени.






Related posts:
- Разоблачительная и поучительная направленность басен Л. Глебова Леонид Иванович Глебов в своих баснях остро подвергал критике несправедливый суд, жестокость господ, безделье, хвастливость, подхалимство и т. п. Основным признаком басни является ее аллегоричность. Согласно этому басня имеет две части – повествовательную и поучительную. Так, например, в басне ” Лисица – Жалобница” в первой ее части рассказывается о жестоком поступке лицемерной Лисицы, а во […]...
- Утверждение извечных этических ценностей в баснях Леонида Глебова Литературное наследие Леонида Глебова очень богато – от песенно-лирических произведений до стихов-загадок, шуток. Работал выдающийся украинский писатель в околице художественной прозы. Но наибольшее признание он получил как непревзойденный баснописец, который правдивым художественным словом преданно служил интересам своего народа. Поэтому басни Л. Глебова стали своеобразным символом добра и благородства, так как, черпая от народа мудрость, учили […]...
- Чему учит басня? (по произведениям Л. Глебова) Леонид Иванович Глебов родился в 1827 году в селе Веселый Подол на Полтавщине. Еще с юного возраста составлял поэзии на русском языке, но вскоре начал писать басни на украинском. На протяжении жизнь он создал свыше 100 басен. В них писатель по обыкновению старался поднимать проблемы человеческой и общественной морали. Леонид Глебов в своих баснях остро […]...
- Юмор и учение в басне Леонида Глебова “Щука” Леонид Глебов один из величайших баснописцев. Он известен нам также как поэт и общественный деятель, тем не менее ценнейший его взнос в украинскую литературу – это юмористические произведения. Одной из известнейших басен Глебова есть (басня “Щука”. Она поражает своим красивым языком, яркой иронией, имеет чрезвычайно глубокое содержание. Все образы в этой басне являются аллегорическими. За […]...
- Система образов басен крылова Система образов. Басня, как сказка, нарушает логические отношения живого-неживого и широко пользуется олицетворением. Вот почему в ней на равных с человеком действуют животные и растения, вещи и явления природы, которым придаются формы человеческих отношений и быта. Именно это определяет систему образов в баснях Крылова. В них, наряду с людьми, чаще всего являющимися представителями низших сословий […]...
- Творческое наследие Л. Глебова Поэтические произведения. Большая часть творческого наследия Глебова – лирические произведения. Одним из самых известных является стихотворение “Журба”. В стихах Глебова имеется глубокий лиризм, тонкие чувства, мастерское изображение природы, образы-символы, философские размышления над жизнью человека. Поэтический язык стихотворений изысканный, насыщен яркими эпитетами, часто стилизован под ритмику народных песен. Басни. Глебов известен читателям прежде всего как баснописец. […]...
- Система образов басен И. А. Крылова Басня, как сказка, нарушает логические отношения живого-неживого и широко пользуется олицетворением. Вот почему в ней на равных с человеком действуют животные и растения, вещи и явления природы, которым придаются формы человеческих отношений и быта. Именно это определяет систему образов в баснях Крылова. В них, наряду с людьми, чаще всего являющимися представителями низших сословий, действуют животные, […]...
- Тема сочинения: Актуальность басен Крылова В баснях Крылова – быт и нравы русского народа, его житейский опыт, народная мудрость. По словам В. Г. Белинского, в баснях выразилась “целая сторона русского национального духа: русский практический ум… с острыми зубами, которые больно кусаются. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности. И своей собственной, и завещанной отцами из рода в род”. Во […]...
- Особый цикл басен Крылова посвященных войне с Наполеоном Особый цикл басен посвящен Отечественной войне 1812 г. В них баснописец откликнулся на важные события военной эпопеи. Это “Раздел”, “Кот и Повар”, “Обоз”, “Ворона и Курица”, “Волк на псарне”, “Щука и Кот”. Пронизанные патриотическим пафосом, все они пользовались широкой известностью в армии. В басне “Волк на псарне” изображено тяжелое положение Наполеона после Бородинского сражения. В […]...
- АКТУАЛЬНОСТЬ БАСЕН И. А. КРЫЛОВА АКТУАЛЬНОСТЬ БАСЕН И. А. КРЫЛОВА 1 вариант Басни И. А. Крылова известны и любимы не только в нашей стране, но и за ее пределами. Лично для меня они привлекательны тонким юмором, афористичностью, глубоким пониманием человеческой сущности, умелым изобличением пороков и недостатков общества, мудрыми выводами. У читателя создается впечатление, что призвание автора – выражать наболевшие мысли […]...
- Идейно-тематическое содержание басен Крылова Идейно-тематическое содержание. Басня – небольшое произведение повествовательного характера в стихах или (реже) в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием; имеет иносказательный смысл. Сюжет басни носит аллегорический характер, его развитие приводит к прямо сформулированному моральному выводу. Басня – один из древнейших литературных жанров, известных еще с античности (Эзоп, Федр). Часто баснописцы создают свои произведения на […]...
- Крылатые фразы из басен Крылова А Васька слушает да ест. Выражение из басни “Кот и повар” (1812), в которой рассказывается о том, как за время отсутствия повара кот Васька съел приготовленную курицу. Когда повар вернулся и увидел, что кот ест курку, он, вместо того, что бы подвергнуть его наказанию, начал убеждать его, что так делать нельзя, что это не хорошо, […]...
- АФОРИСТИЧНОСТЬ ЯЗЫКА БАСЕН КРЫЛОВА АФОРИСТИЧНОСТЬ ЯЗЫКА БАСЕН КРЫЛОВА 1 вариант И. А. Крылов – великий русский баснописец. Он писал свои басни так просто, так доходчиво, что каждый легко запоминает их текст, узнает русский характер. Плохое или хорошее изображено кратко, сильно, с такой ясностью, как будто видишь наяву всех, кто выведен в баснях. В своих произведениях Крылов доказывал, что упорный […]...
- Анализ басен “Квартет” и “Лебедь, рак и щука” Басни Крылов И – А – Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ басен “Квартет” и “Лебедь, рак и щука” Басни Крылов И. А. Когда между товарищами нет согласия, на лад, как известно, их дело не пойдет… Однако, “согласие в товарищах” – это не единственное условие успешной деятельности. Каждый из участников проекта должен обладать необходимыми способностями, в противном случае, если слепой ведет слепого […]...
- Цикл нравоучительных басен Крылова В цикле социально-бытовых, нравоучительных басен главнейшими являются Мартышка и Очки”, “Петух и Жемчужное зерно”, “Свинья под Дубом”, “Голик”, “Волк и Журавль”, “Лжец” и др. В “Мартышке и Очках”, “Свинье под Дубом” осмеиваются невежество, глупость и высоко ставятся ум, здравый смысл, ясное понимание жизни. Отвлеченную книжную ученость, пустое теоретизирование Крылов осуждает в басне “Огородник и Философ”. […]...
- Басни И. А. Крылова. Русский национальный колорит басен 1. Мастерство баснописца Крылова. 2. Русский колорит басен. 3. Новаторство Крылова. 4. Аллюзия в басне. Дело в том, что в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, но есть люди, и притом русские люди. В. Г. Белинский Первая книга басен И. А. Крылова появилась в 1809 […]...
- Сочинение на примере басен Лафонтена Лафонтен родился 8 июля 1621 года в Шато Тьере в семье чиновника. Учился в сельской школе, потом изучал право в городе Реймс. Писать Лафонтен начал в 33 года. Первыми его произведениями были комедии, поэмы, сказки и рассказ в стихах. Позднее, познакомившись с произведениями Эзопа, обратился к жанру басни и написал их 238. В них Лафонтен […]...
- Сочинение О поэме Л. Глебова “Печаль” Мы знаем выдающегося писателя Леонида Глебова, прежде всего, как баснописца. Мы зачитываемся его баснями, такими яркими, умными и чрезвычайно легкими для восприятия. Я уверен, что всем по душе интересные аллегорические образы, которые действуют в баснях Глибова. Басни этого писателя не теряют своей актуальности с течением времени. Тем не менее, есть и другая сторона творчества Глебова […]...
- Анализ басен И. А. Крылова в 5-м классе Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 5-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия. Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И. А. Крылова, например, “Стрекоза и Муравей”, “Петух и Жемчужное зерно”. Используем прием сопоставления […]...
- Краткое содержание: Волк и Ягненок (Крылов) Волк и Ягненок У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят, – так начинается басня И. Крылова “Волк и Ягненок”, в которой рассказывается о конфликте между Волком и Ягненком. В жаркий день Ягненок подошел к ручью, чтобы напиться. […]...
- Значение басен Крылова Забавой он людей исправил. Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта наша быль. И не. забудут этой были. Пока по-русски говорят: Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. Кн. П. Вяземский Но справедливости можно сказать, что для истинной славы своего таланта и для истории русской литературы знаменитый русский баснописец […]...
- Ж. де Лафонтен. Ворон и Лисица Ж. де Лафонтен. Ворон и Лисица 1. Что отличает Ворона Эзопа от Ворона Лафонтена? Ворон в басне Лафонтена сообразительней, чем Ворон в басне Эзопа. Он смутился по причине своей неудачи и даже поклялся, “что другого урока ему не понадобится”. 2. В какой из басен говорится о лести и льстецах? О лести и льстецах говорит “дядюшка […]...
- Пословицы и поговорки из басен И. А. Крылова Зеркало и Обезьяна Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Волк и Волчонок …Сперва мне ведать надо, Каков пастух у стада?.. А где пастух дурак, там и собаки дуры. Волк и Лисица Охотно мы дарим, Что нам не надобно самим. Квартет Проказница-Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Чтоб […]...
- Жанровое своеобразие басен Крылова Басни, написанные Крыловым, различаются по своему характеру и виду. Некоторые представляют собой сатирический памфлет (“Рыбья пляска”, “Пестрые овцы”, “Щука”), многие – рассказы в стихах (“Три Мужика”, “Мот и Ласточка”), есть басни – бытовые сцены (“Два Мужика”, “Купец”), есть и басни-аллегории (“Лев, Серна и Лиса”, “Дикие Козы”) и т. д. Поразительно широк тематический охват басен Крылова […]...
- Сатирический гнев (по мотивам басен Степана Олейника) Произведения известного украинского писателя-юмориста Степана Олейника отмечаются актуальной тематикой, национальным юмором и комизмом ситуаций. Он также с полным правом считается достойным последователем отечественных корифеев сатиры Ивана Котляревского, Степана Руданского и Остапа Вишни. Так как он никогда не мог пройти в стороне от тех явлений, которые нуждались в сатирическом изобличении, высмеивании недостатков общественной жизни и отдельных […]...
- Краткое содержание: Волк на псарне (Крылов) Волк на псарне Басня рассказывает о том, как однажды ночью Волк, планируя залезть в овчарню, по ошибке попал на псарню. Псы, почуяв Волка, “залились в хлевах и рвутся вон на драку”. Прибежали псари, и Волк понял, что он попал в ловушку. И вмиг ворота на запор; В минуту псарня стала адом. Бегут: иной с дубьем, […]...
- Анализ басен “Квартет” и “Лебедь, рак и щука” Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни. Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически […]...
- Хронологический указатель басен 1788 год Стыдливый игрок. Судьба игроков. Павлин и Соловей. 1805 год Дуб и Трость. Разборчивая Невеста. Старик и трое Молодых. 1807 год Ворона и Лисица. Ларчик. Лягушка и Вол. Оракул. Пустынник и Медведь. Крестьянин и Смерть. 1808 год Музыканты. Парнас. Волк и Ягненок. Обезьяны. Лев на ловле. Орел и Куры. Стрекоза и Муравей. Слон на […]...
- Смысл крылатых выражений из басен Крылова Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Выражение из басни “Лебедь, Щука и Рак” (1816 г.), в которой речь идет о том, как главные персонажи взялись вместе везти загруженную телегу, но так и не смогли этого сделать из-за того, что каждый рвался к своей стихии и передвигался согласно своей […]...
- Чему учат нас басни, на примере басен Лафонтена и Крылова Одной из первых форм художественного мышления рядом с мифом была басня – короткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, преимущественно сатирического характера. В чем же секрет такого долголетия литературного жанра? Чему учит нас басня? Чаще всего героями басни являются звери, растения, безжизненные предметы, которые дают возможность говорить о недостатках или недостатках людей. И читатель, как […]...
- Разбор Басен Крылова. Часть 1 (Крылов И. А.) В басне Крылов учел свой опыт сатирика и драматурга, театрального критика, раздвинул привычные границы басенного жанра. Крылов обращался со своими баснями к широкому кругу читателей. Демократическое начало определяло весь характер творчества писателя, весь внутренний мир его басен. В них впервые в русской литературе ожили и заговорили все сословия тогдашней России. В пестрой и разнообразной галерее […]...
- Феномен “другой прозы”. Аналитическая проза, фантастический реализм, мифологический реализм Авторы андеграунда (или “подполья”) требования к себе устанавливали сами. В выборе тем и поисках новой эстетики им не приходилось подстраиваться под требования редакторов. Писателей “роднит” одно очень существенное обстоятельство. Они остро полемичны по отношению к советской действительности и ко всем без исключения рекомендациям социалистического реализма насчет того, как эту действительность изображать, в первую же очередь […]...
- Обличительная мораль и жизнеутверждающая традиция басен Ивана Крылова Знаменательной вехой в развитии русской литературы первой трети XIX явилось басенное творчество И. А. Крылова, одного из крупнейших и самобытнейших писателей своего времени. Его творчество таит в себе такое огромное богатство, к которому следует постоянно обращаться и из которого можно бесконечно черпать, “особенно в эпохи нравственных оскудений и художественного упадка”. “Свой” жанр Крылов искал долго […]...
- И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Сделайте рисунки-иллюстрации к одной из басен 1. Сделайте рисунки-иллюстрации к одной из басен. Пробуя свои силы в создании рисунков, можно внимательно рассмотреть популярные иллюстрации к басням. Среди разных приемов изображения персонажей басен мы видим два наиболее популярных. Зверей и птиц изображают в привычном виде. Так, например, рисовали Г. Доре, В. Серов. Или животных одевают в одежду людей и сразу же показывают, […]...
- Романтизм и реализм в литературе 19 века < p>Первая треть XIX в. в европейской литературе характеризуется стремительным развитием новых литературных явлений. На начало 19 века века приходится расцвет в Европе такого литературного направления, как романтизм. < p>Центральным объектом в романтических произведениях стал человек, его личность, самоценность, индивидуальность. Романтики, в отличие от просветителей, провозгласили культ не разума, а чувств человека, культ страстей, воображения […]...
- Решение упражнений. Страницы 113-117: СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ Решение упражнений. Страницы 113-117: СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ с. 113. Школа Автор рассказывает о своей школьной жизни, о своих товарищах. Это стихотворение отражает грустное настроение (ведь ничего не вернуть) и гордость за школу (ведь школа была самой лучшей). С. Михалков гордится своей школой и безмерно благодарен ей за то, что она “открыла дверь […]...
- Идейно-художественный анализ программных басен Г. Сковороды. “Пчела и Шершень” Сюжет этой басни был распространен в творчестве русских баснописцев ХVIII ст. (например, басня Сумарокова “Жуки и Пчелы”. Написана в духе идей прогрессивного просветительства конца ХVIII ст., она довольно полно выражает взгляды Сковороды на жизненную необходимость трудиться по естественным наклонностям. Композиция. Произведение состоит из двух частей: сюжетной и дидактической (“силы”). Сюжетная часть построена в форме диалога […]...
- Личность Леонида Андреева Андреев начинал как наивный, непритязательный, довольно сентиментальный реалист в старой “филантропической” традиции, в манере, больше напоминающей Короленко, чем Горького, – и именно этими рассказами привлек к себе внимание (Бергамот и Гараська, Ангелочек). Но довольно скоро он выработал свой собственный стиль – вернее, два стиля, ни один из которых не был вполне его собственным. Один из […]...
- Творчество Леонида Николаевича Андреева (1871-1919) Творчество Леонида Андреева – яркая страница в истории русской литературы начала XX века. Сама личность писателя вызывала и вызывает пристальный интерес своей сложностью и противоречивостью, отразившимися в его произведениях. Его высоко ценили Л. Толстой, Чехов, Короленко, Михайловский. Публикация ряда его рассказов, постановка пьес становились литературными и театральными событиями, предметом острых споров и дискуссий. Видное место […]...
- Пафос жизнеутверждения, десткие образы и гуманизм в творчесве Леонида Андреева В 1905 году был написан рассказ “Христиане”, в котором беспощадно обличается лицемерие царского суда. Рассказ высоко оценил Л. Толстой, а описание суда он назвал превосходным. Лицемерию и ханжеству судей Андреев противопоставил честность и порядочность проститутки, отказавшейся принять церковную присягу под тем предлогом, что, занимаясь позорным ремеслом, она не имеет права называться христианкой. “Христиане” были сильным […]...