Развиваем технику чтения

Виды работ по чтению для развития выразительности
1. Прочитай текст, делая маленькие паузы на разделительных знаках внутри предложения и большие паузы – в конце.
2. Выбери и обозначь на полях, в каком темпе, каким тоном и с какой громкостью голоса будешь читать текст:
– Темп – спокойный, нормальный, медленный, быстрый, сдержанный, замедленный;
– Тон – взволнованный, раздраженный, испуганный, радостный, добрый, дружеский, восхищенный, нежный, спокойный, повествовательный, официальный, равнодушный, уверенный, грубый, злой;
– Громкость – обычно, тише обычного, громче обычного, громко, очень громко, вопль, тихо, очень тихо, шепотом.
3. Найди и подчеркни в тексте слова и выражения, которые помогают передать настроение.
4. Найди все вопросительные и восклицательные предложения, прочитай их с нужной интонацией.
5. Проследи, как и от чего меняется поведение героев. Передай эти изменения голосом.
6. Подумай, в каком темпе надо читать это произведение и почему?
7. Поиграй в “Морские волны” – читай произведение то тише, то громче, при необходимости постепенно меняй силу голоса.
8. Прочитай текст выразительно, помогай себе мимикой и жестами.
9. Посоревнуйся с друзьями в выразительности чтения произведения.
10. Подумайте вместе, какие чувства вызывает этот текст: радость, грусть, жаль, гнев, стыд, боль, страх, уважение, удовольствие, восторг, сочувствие, негодование, гордость, нежность, тревогу, протест, кротость, неудовольствие, удивление, признательность, разочарование, зависть, пренебрежение, жизнерадостность, веру в…, любовь к….
11. Придумай вопрос по смыслу текста для своих друзей.
12. Найди ответы на вопросы друзей в тексте и прочти.
Виды работ по чтению для развития скорости
1. Прочитай текст внимательно и медленно, чтобы понять его содержание, и подчеркни карандашом все трудные слова.
2. Поработай над трудными словами: научись читать их быстро.
3. Поиграй в “Стоп – старт” в паре: “старт” – читаешь как можно быстрее, “стоп” – останавливаешься и отдыхаешь.
4. Поиграй в “Дождик – ливень”: “дождик” – читаешь медленно, “ливень” – читаешь быстро.
5. Поиграй в “Волка и зайца” в паре: “заяц” начинает читать первым и убегает, а “волк” старается его догнать.
6. Почитайте “каноном”, придерживаясь в группе одинакового темпа чтения.
7. Почитайте “дождиком” в одинаковом темпе.
8. Поиграй в “Торнадо” – начинай читать медленно, постепенно увеличивая скорость чтения.
9. Посоревнуйтесь в скоростном чтении.
10. Прочитай отрывок текста (… абзац) за 30 секунд.
11. Сделайте самозамер техники чтения.

Виды работ по чтению для развития правильного чтения
1. Прочитай текст медленно и поработай над трудными словами.
2. Прочитай текст вслух и определи ударение во всех словах, в которых 2 и больше слогов.
3. Прочитай текст быстрее и отметь слова, которые вызвали трудности. Перечитай эти слова в медленном темпе, но обязательно правильно, еще несколько раз.
4. Прочитайте текст “цепочкой”, исправляя ошибки друг друга.
5. Прочитайте текст с нужными паузами, обозначьте карандашом их длину.
6. Рассмотри разделительные знаки и выбери необходимую интонацию для чтения.
7. Найди в тексте существительные, прилагательные, глаголы.
8. Найди в тексте слова, которые рифмуются.
9. Поищи в тексте уменьшительные и ласковые слова.
10. Посоревнуйтесь в правильности чтения текста (у кого меньше всего ошибок – тот и победил).
11. Поработайте в парах: проверьте друг у друга правильность чтения текста.
12. Поиграйте в “Поймай ошибку”: один ученик читает текст с ошибками, а все остальные хлопают в ладоши, когда их слышат.



Развиваем технику чтения