Развитие языка поэзии 20-х годов ХХ века
Двумя главными тенденциями определялось развитие языка поэзии 20-х годов. С одной стороны, это обогащение языка на традиционной основе, с другой – коренная ломка его, предоставление больших прав жаргону и даже “зауми”. Поэты искали способов и форм общения с народными массами, и тут “грубоватая речь улицы” оказывалась нужным подспорьем. В. Маяковский, Д. Бедный, С.
Есенин, Э. Багрицкий, М. Исаковский, А.
Прокофьев пользовались элементами живого говора умело, в меру художественной необходимости. Но были, разумеется, и поэты, которые
Еще ранее “развратом язычным” многих современных поэтов возмущался Д. Бедный, не говоря уже о планомерной и неуклонной “очистительной” политике в области литературного языка, проводимой М. Горьким. Вопреки групповым ориентациям на тот или иной социальный жаргон (Леф на производственную лексику,
Сель-винского, задавшегося целью озвучить “картины” гражданской войны специфической музыкой казачьего, “хохлацкого” говора (“Був такий”, “но степу”, “гайда-гайда”, “нолыме”). Но уже сам В.
Маяковский окончательно отходит от искусственных неологизмов на закрепленные рубежи нового поэтического слова (“Во весь голос”, 1930). Как на факт перехода лирики в свое новое, “объективированное”, качество, которое станет для нее типичным в первой половине 30-х годов, следует указать на ее движение к сюжетности как следствие вхождения в нее богатого материала эпохи. Движение от эмоционального образа к образу, являющемуся актуальным фактом действительности, прослеживается и в развитии всей образной системы стихов.
По сути дела это было размывание традиционного жанра лирики “уединенной души” актуальным жизненным материалом, например документальным, сатирическим, эпически-повествовательным. К концу 20-х годов поэзия как бы переживает некое “отрезвление” от недавней своей безудержной эмоциональности, от парадоксальной метафоричности нэповского периода, от бесплодно формального экспериментаторства. “Новые поэты гораздо приличнее и корректнее своих ближайших предшественников”, – констатировала современная критика. Уникальность поэзии 20-х годов составляет драматизм поисков ею своего внутреннего самоопределения и теснейшего, взаимообратимого контакта с революционной эпохой.
В последующее десятилетие, характеризующееся определенной стабилизацией новой исторической действительности, эта напряженность в поэзии снимается, хотя искания ее нисколько не утрачивают своей интенсивности.