Развитие правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Развитие правильного речевого дыханияДанная статья будет интересна педагогам и родителям.
Цель
– формирование у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания.
Задачи для реализации поставленной цели:
– расширить знания детей, родителей, педагогов о дыхании;
– познакомить детей, родителей и педагогов с различными упражнениями для правильного дыхания во время подачи информации окружающим;
– воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение упражнений;
– создать
Участники: родители, Дети.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.
Что же такое правильное речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться
Речевое дыхание происходить произвольно неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выдохе, некоторые же набирают воздух перед произнесением каждого слова.
Это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания. Поэтому залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
Вот некоторые игровые упражнения, направленные на развитие физиологического и речевого дыхания
Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха (подготовительный этап):
– “Греем ручки” (выдыхание струи воздуха на ладони);
– “Снежинки” (сдувание со стола комочков ваты);
– “Листья падают и кружатся” (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев);
– “Цветной фонтанчик” (поддувание дождика, прикрепленного к палочке);
– “Свечка” (задувание свечи);
– “Ветряная мельница” (вращение ветряных игрушек);
– “Лети, лети, лепесток” (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги “цветика-семицветика”) и т. д.
Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу :
– “Футбол” (Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы “трубочкой” и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в “ворота”);
– “Ветерок кружит листочки” (Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек);
– “Лошадки фыркают” (Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации);
– “Кучер останавливает лошадку” (Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр);
– “Спутник” (Дутье на маленький кусочек ваты (“спутник”). Чей “спутник” поднимется выше?);
– “Буря” (Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык);
– “Сдуй снежинку с носа” (С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа);
– “Ураган” (Задувать на кончик языка, установленного “лопатой” и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз);
– пускание мыльных пузырей;
– поддувание плавающих в воде бумажных корабликов;
– поддувание бумажных фигурок и др.
После подготовительного периода, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитие правильного вдоха и выдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала.
Вот несколько примеров:
– Длительное протяжное произнесение гласных звуков: “Кукла Катя хочет спать” (А-а-а), “Дует сильный ветер” (У-у-у) и др.;
– Многократное повторение слогов на одном выдохе: “Дождик капает по крыше” (“Па-па-па”), “Зайка прыгает” (“Оп-оп-оп”), “Мишка топает” (“Топ-топ-топ”) и т. д.;
– Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: “Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер.”;
– Проговаривание скороговорок и чистоговорок;
– Выразительное чтение стихотворений.
Контролируя правильность речевого дыхания ребенка, следует обращать внимание на то, чтобы он не делал слишком большой вдох и не “выжимал” из себя воздух до конца (не начинал задыхаться).
Играйте и развивайте с удовольствием!