Развитие образа Пьера Безухова в романе “Война и мира”



Толстой думал над написанием произведения о абристах. Поэтому эта тема находит отражение и в “Войне и мире”. Толстой хотел проследить каким образом, при каких жизненных обстоятельствах пробудились в человеке из аристократической среды в эпоху войн 1805-1812 годов та совесть и то высокое понимание чести и долга, которые провели его к отрицанию той среды, где он родился, а потом и полному разрыву с ней.

Задачу раскрытия облика такого человека Толстой решает образами Андрея Болконского и Пьера Безухова. Но только Пьеру автор позволяет остаться

в живых после войны. Болконский в романе погибает.

Впервые мы встречаемся с Пьером в блистательном салоне Анны Павловны Шерер, где собирались сливки высшего общества. Пьер только что вернулся из Парижа, Автор описывает его как толстого, неуклюжего, огромного человека с красными руками, но с умным и наблюдательным взглядом. Почувствовав этот взгляд, Анна Павловна испытывает беспокойство и страх.

Несмотря на то что Пьер приглашен в салон, относятся там к нему свысока.

Здороваются с ним только наклоном головы, как бы показывая тем самым, что он среди остальных находится на самой низкой ступени.

Это неудивительно, Пьер – незаконнорожденный сын старого графа Безухова. В обществе, где ценили золото и титул, Пьера не могли поставить вровень с собой.

Забегая наперед, скажу, что Пьер в будущим станет законным наследником старого графа и обладателем тысяч душ и миллионов. После этого отношение к нему сразу изменится. Он станет желанным гостем всех салонов и домов. А пока вернемся в салон Анны Шерер.

Пьер здесь отличается не только своим внешним видом.

Он нарушает заведенный Порядок. В соответствии с правилами гости должны подойти к старой тетушке и поцеловать ее руку, не потому, что ее все уважают, а потому, что так принято. Даже разговоры здесь ведутся только на определенные темы. Пьер же нарушает слаженный ритм “разговорной машины”, разразившись сумбурной речью в ответ на приветственные слова чопорной тетушки.

Он пытается отстоять идею Французской революции, восхищается Наполеоном, что свойственно было в ту пору молодым людям. Пьер хорошо знаком с Андреем Болконским. Они старые приятели, которым нравится общение друг с другом.

Но Пьер в этот период еще только начинает искать себя.

Пока еще большую часть своего времени он проводит в компании Анатоля Курагина, ведя самую что ни на есть разгульную жизнь в кругу печально прославленной в этом отношении столичной аристократической молодежи. Борьба духовного с чувственным – одна из составляющих процесса внутреннего развития Пьера.

Эту борьбу Толстой показывает как развитие противоречий между порочными нравами, царившими в высшем дворянском обществе, и нравственными силами героя. Но пока у Пьера нет противоречий во взглядах на жизнь с этим обществом. Кутежи, пьянки и сумасбродные развлечения считались почти нормой жизни.

Кроме того Пьер характером пошел в отца, бывшего фаворита Екатерины, “вельможу в случае”, который нажил свое богатство и титул, прославившись не столько ратными, сколько амурными подвигами. Чувственное начало берет верх, и Пьер женится на блистательной петербургской красавице Элен Курагиной. Ее красота – это красота статуи, внутри она холодна и пуста.

Пьер понимает это, но теряет голову. Большую роль в заключении брака сыграла сама Элен. Пьеру ничего не оставалось, как играть заранее для него написанную роль.

Сам того не желая, Пьер произносит роковые слова: “Я вас люблю”.

И дело кончено. Пьер очень скоро осознает, что за внешней красотой в его жене скрывается пустота и пресыщенность. Пьер мечется, дуэль с Долоховым только усиливает его терзания внутренними противоречиями.

Нравственное потрясение, испытанное Пьером при столкновении с Долоховым, пробуждает в нем угрызения совести и еще больше обостряет внутреннюю борьбу.

Задумавшись над смыслом жизни, Пьер приходит к масонству. Поначалу его увлекает атмосфера таинственности, окружающая масонов, но прежде всего он ищет ответы на вопросы: “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть?

Для чего жить, и что такое я: ” На какое-то время здесь он обретает иллюзию душевного успокоения и пытается осуществить свою идею помощи ближнему в практической жизни. Он искренне стремится облегчить положение своих крестьян, вплоть до освобождения их от крепостной зависимости. Здесь Пьер впервые соприкасается с народной средой, но соприкосновение это поверхностное.

Все его благие намерения остаются непонятыми крестьянами.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Развитие образа Пьера Безухова в романе “Война и мира”