Развитие драматургии в 30-х годах
Драматургия 30-х годов многообразна. Отчетливо выявились художественные течения героической трагедии (Всеволод Вишневский) и психологической драмы (Александр Афиногенов). Опираясь на опыт советской прозы, драматурги создают синтетический жанр драматургического эпоса (Николай Погодин).
Развивается жанр комедии.
Выступая в разных жанрах, драматурги стремились охватить действительность в ее широком диапазоне: недавнее героическое прошлое и размах социалистической стройки, ростки нового уклада в деревне и судьбы интеллигенции,
Для большинства художников необходимость изображать людей сознательных, интересных, показывать их в сфере действия, борьбы становилась аксиомой. Вместе с тем общность целей и задач не исключала серьезных разногласий, касающихся принципов отображения новой действительности, показа личности в ее взаимодействии с массами. Крайними полюсами оказались две точки зрения. Сторонники одной, социально-психологической, линии (“архаисты”, или “консерваторы”, как их именовали тогда) – В. Киршон, А. Афиногенов и ряд других – выступили
В речи на Первом съезде советских писателей В. Киршон, обосновывая свое понимание изображения новых людей, утверждал, что для показа таких черт, как классовость, коллективизм, необязательно рисовать массовые сцены, можно решать большие общественные проблемы в масштабах одной семьи, судьбы отдельной личности. Более того, именно на примере отдельного человека можно особенно глубоко и тонко проследить колоссальные сдвиги, происходящие в обществе. Отсюда выступления сторонников социально-психологического анализа в защиту традиций классической драматургии с ее углубленным вниманием к внутреннему миру человека, сфере его чувств и страстей. Получалось, что традиционная форма драмы вполне приемлема для воплощения как новых тем, так и новых героев.
Правдоподобие страстей, естественность ситуаций, простота стиля – вот три кита, на которых воздвигалось здание психологической драмы. Изображение больших исторических событий, преломленных через сознание индивидуального персонажа или отдельной семьи, требовало особо глубокой разработки характера. Поэтому обосновывалась такая диалектика взаимосвязи отдельного и всеобщего, личного и массового, которая покоилась на фундаменте психологической драмы.
- Окончание эпохи драматургии 30-х годов Если в творчестве А. Афиногенова и А. Арбузова этические конфликты обретали преимущественно остродраматическое воплощение, то в пьесе Виктора Гусева “Слава” (1936) при решении тех же противоречий преобладала лирическая тональность. Погоня за личной славой и тяжелый опасный труд – подвиг во имя спасения людей – таковы полярные жизненные позиции двух центральных персонажей пьесы. Кого из двух […]...
- Политизация театра в 60-х годах Германии В 60-х годах произошли серьезные изменения в драматургии. Исходя из нового отношения к традициям, она стала критически и реалистически отражать современную действительность. Теперь стало возможным обратиться к пьесам Брехта и других социалистических драматургов. К концу этого десятилетия усилился интерес к социально-критической драматургии 20-х годов (Хорват и Фляйсер). Прямые политические устремления нашли свое отражение прежде всего […]...
- Театр абсурда. Модернистские и неоавангардистские тенденции драматургии ХХ века Театральная жизнь во второй половине ХХ в., была проникнута духом смелых экспериментов. Публика стала свидетелем мощных эстетических взрывов, разрушали каноны драматических жанров, действие, композицию, сценическую речь. Предпринимались попытки создания пьесы “без действия”, “без характеров”, даже “без слов”. На кону ставились драмы, изображали стихию подсознательного и сферу мечты и направлены на нарушение интеллектуально – философских вопросов/ […]...
- Жанры драматургии Жанры драматургии: Драматургия зародилась еще в античные времена. Уже тогда возникли два важнейших драматических жанра – трагедия и комедия. Основным конфликтом в трагедии уже тогда был конфликт в душе главного героя между долгом и совестью. Однако античная Драма имела свои отличительные особенности, самая главная из которых – идея фатума, предопределенности, судьбы. Важную роль в античной […]...
- Жанровая система украинской драматургии Жанровая система украинской драматургии, составленная реалистическими произведениями, имела довольно широкий диапазон – от водевиля до сатирического гротеска, немало разновидностей драмы. А с жанровыми особенностями связан и характер психологического и социального анализа: постепенное нарастание первого в драматических жанрах и второго – в комедийных. Затрагивая тяжелые, а то и безвыходные жизненные ситуации, драма раскрывала проблему психологического одиночества […]...
- Эпоха времен обоснования метода социалистического реализма (часть 2) 30-е годы воспринимаются своеобразным периодом подведения итогов советской прозы, ибо именно в эту пору получают завершение крупнейшие эпопеи, начатые в 20-е годы. Об итоговом характере этого десятилетия свидетельствует и расцвет жанра социально-философского романа (“Скутаревский”, “Дорога на Океан” Л. Леонова), философской поэзии (Н. Заболоцкий), философской драмы (М. Горький, Л. Леонов). Происходит усиление аналитического начала в романтической […]...
- Новаторство драматургии (Чехов А. П.) Чехов, как и другие драматурги конца XIX – начала XX века (Ибсен, Шоу, Метерлинк и др.), пришел к выводу о необходимости создания принципиально иных, в сравнении с традиционными, театральных произведений. Особенности его творчества: 1. В пьесах Чехова меняется характер сюжетов; отвергается сквозное действие, организующее сюжетное единство классической драмы. Чехов не допускает исключительных происшествий, запутанных или […]...
- В чем состоит специфика драматургии А. П. Чехова? В чем состоит специфика драматургии А. П. Чехова? Какую роль в системе образов пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” играет Гаев? Гаев – обломок вырождающегося дворянства, совершенно бесполезное создание, проевшее “все состояние на леденцах”. Это фразер и болтун, за словами которого – пустота. Его образом подчеркивается ненужность и историческая обреченность дворянства. Какую роль в системе […]...
- Особенности драматургии Островского: особая роль диалога, народность языка Островский создавал свои пьесы в сознательном противоборстве с выдуманным миром охранительно-романтичной мелодрамы и плоским зубоскальством натуралистического псевдореалистического водевиля. Его пьесы коренным образом обновили театральный репертуар, внесли в него демократическое начало и круто повернули артистов к актуальным проблемам действительности, к реализму. Островский замечал: ” Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы. Всякие другие […]...
- Поэмы Лермонтова написанные в 1837-1841 годах За свою короткую жизнь Лермонтов создал около 30 поэм – законченных и незавершенных; 6 относятся к позднему периоду, из них он опубликовал 3. В поздних поэмах еще заметнее, чем в лирике, проявляется тяготение поэта к объективизации изображения, к полифонизму художественного мышления. Обращает на себя внимание своеобразная антиномическая “парность” его зрелых поэм. Такими “поэтическими антимирами” предстают […]...
- Юношеские пьесы Лермонтова в 1830 и 1837 годах Юношеские пьесы Лермонтова автобиографичны. В 1830 и 1831 годах он написал две драмы: (“Люди и страсти”) и “Странный человек”. В основе обеих пьес – семейная трагедия, сходная с трагедией Лермонтова, и обманутая любовь, сходная с его любовью к Наталье Федоровне Ивановой. Герои обеих пьес – Юрий Волин и Владимир Арбенин – напоминают самого Лермонтова. Фамилию […]...
- Изложение биографии о ранних годах Крылова Мы перебрали все школы, которые были в Твери во времена Крылова. Все, кроме частных. Иногда учеников в таких школах было мало, и мы сегодня назвали бы их учебными группами. У ряда лиц, сохранивших основные биографические сведения о тверском периоде жизни Крылова, находим сходные указания на то, что почти сразу по приезде в Тверь Крылов стал […]...
- Социально-экономическое развитие в эпоху правления Николая I 6.2.3. Социально-экономическое развитие Развитие экономики в эпоху правления Николая I отличалось противоречивостью. С одной стороны, в это время начинается промышленный переворот, расширяется использование машинного труда, в первую очередь в текстильной промышленности. Строятся первые железные дороги: в 1837 г. – между Петербургом и Царским Селом, в 1851 г. – между Петербургом и Москвой. Вокруг новых заводов […]...
- Новые художественные принципы в драматургии Шекспира Шекспир – одно из тех чудес мира, которым не перестаешь удивляться: история двигается гигантскими шагами, изменяется образ планеты, а людям все еще нужно то, что создал этот поэт, отдаленный от нас несколькими веками. Чем более зрелым становится человечество в духовном плане, тем больше глубин открывает оно в творчестве Шекспира. Десятки, сотни жизненных ситуаций, в которых […]...
- Тема денег как социального зла в драматургии XIX века В начале 60-х годов одной из наиболее значительных драм, посвященных дореформенной деревне, стала пьеса А. Ф. Писемского “Горькая судьбина”. Автор, несколько лет проработавший в губернском костромском правлении чиновником особых поручений, почерпнул сюжет из местной судебной практики. “Романтизировав” действительность, писатель организовал житейский материал по законам сцены. Главный герой драмы – Ананий Яковлев – “питерщик”, то есть […]...
- Особенности драматургии Алексей Николаевич Толстой создал свыше сорока пьес – параллельно стихам и художественной прозе, статьям и очеркам. Для театра он работал всю жизнь. А. Н. Толстой дореволюционных и первых революционных лет – это прежде всего комедиограф. Его пьесы и водевили: “Нечаянная удача”, “Насильники”, “Касатка”, “Нечистая сила” имеют “благополучный конец”. Это говорит о радостном мироощущении драматурга, который […]...
- И. В. Белоусова. Инфернальные образы в английской драматургии XVI-XVII веков И. В. Белоусова. Инфернальные образы в английской драматургии XVI-XVII веков Инфернальные образы в английской драматургии XVI-XVII веков Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам Выпуск 4. “Источник: История всемирной литературы. 19 век фольклора на творчество английских драматургов XVI-XVII веков. Однако такой подход не позволяет увидеть и осветить все аспекты этой проблемы, поскольку инфернальная […]...
- Краткое изложение о ранних годах обучения Крылова По всем имеющимся сведениям, грамоте И. А. Крылова учила мать, она следила за его занятиями. Видимо, по ее настоянию Андрей Прохорович устроил сына учиться французскому языку. Но ненадолго. Как только отец решил, что можно определить мальчика на службу, то не только прекратил занятия, а, как мы видели, даже стал запрещать ему читать книги. После смерти […]...
- Борьба направлений в литературе и критике 1855-1858 годах Политическая атмосфера, возникшая в России в годы цензурного террора, казалось, устраняла всякие возможности дальнейшего развития идей Белинского. Даже имя Белинского нельзя было произносить. Некрасов – единственный из крупных представителей демократического течения 1840-х годов, остававшийся в литературе, – ценой огромных усилий вел журнал, еще напоминавший о литературной борьбе недавнего прошлого. Особенно трудным для Некрасова обстоятельством являлось […]...
- Концепция личности в драматургии. Чехов и Горький В начале ХХ века своеобразие драматургии определяется особым отношением к драматическому сюжету. Традиционно воспринимаемый как самодостаточный, в это время он радикально преображается, становясь поводом решения значительных в самосознании русской интеллигенции вопросов, среди которых наиважнейший – проблема личности и ее самоопределения в мире, утратившем “бога” в предельно широком понимании этого понятия. Попытки осмыслить судьбу личности объединяет […]...
- Развитие характера Барона в поэме “Скупой рыцарь” Феодальный режим строго регламентировал места людей на социальной лестнице общества. Титул барона, доставшийся Филиппу по наследству, помог ему занять место при дворе. Личные качества обеспечили дружбу с герцогом. На большее он рассчитывать не мог. А его сжигало честолюбие, жажда власти. Новый, буржуазный век открывал иной, неведомый старому строю циничный, по надежный путь к могуществу и […]...
- Характеристика драматургии А. П. Чехова разрушение традиционной драматургической структуры, основанной на столкновении центральных персонажей и определяющейся развитием действия; замена главного конфликта традиционной драмы множеством “локальных” конфликтов между разными персонажами, расслоение “главной” сюжетной линии на пучок равноценных жизненных линий героев, ликвидация принципа разделения героев на “главных” и “второстепенных”; перенесение акцента с внешнего действия на внутренний мир героев с целью исследования созревания […]...
- А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин о судьбе молодого поколения в двадцатых годах девятнадцатого века. Краткое изложение текста Сочинение В произведении Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” и в романе ” Евгений Онегин” Александра Сергеевича Пушкина широко показана жизнь российского дворянского общества двадцатых годов девятнадцатого века, а главные герои этих гениальных произведений – в основном молодые люди. Это люди разного общественного положения, разных сословий и убеждений, разных умственных способностей и моральных принципов. Широта […]...
- Развитие общественной мысли в литературе XIX века Русская литература всегда считала одной из своих важнейших задач отражение тех изменений и проблем, которые наблюдались в обществе. Развитие литературы всегда шло параллельно с развитием общественной мысли. Более того, крупнейшие русские писатели сами формировали эту мысль, поскольку высказывали свое представление об идеале и отношение к существующим в обществе философским и социальным течениям. Шестидесятые годы прошлого […]...
- Начало развития драматургии в начале 30-х годов В годы развернутого социалистического строительства перед драматургией встали сложные задачи. Предстояло не только осмыслить новые конфликты и нового героя, но и воплотить осознанное в такие формы, которые наиболее полно отвечали бы тенденциям современной действительности. Разные творческие установки художников обусловили многочисленные дискуссии и полемику тех лет на страницах специальных журналов и газет, на совещаниях, конференциях, диспутах. […]...
- Сентиментализм в драматургии. Владислав Александрович Озеров (1769-1836) Сентиментализм оказал влияние и на драматургию (например, сентиментальные драмы М. М. Хераскова). В изучаемый период в печати и на сцене появляется немало сентиментальных драм, разрабатывающих характерные для данного направления мотивы. Как и в повестях, на сцену выводятся герои, не принадлежащие к привилегированным сословиям, даже крестьяне. Драматурги сочувствуют страданиям простых людей и осуждают тех, кто причиняет […]...
- Какое развитие в русской литературе получил фольклорный жанр плача? Какое развитие в русской литературе получил фольклорный жанр плача? В начале своего рассуждения вспомните, что плач – один из древних жанров, представляющий собой лирико-драматическую импровизацию на темы скорби, печали, смерти. Был широко распространен в традиционной русской обрядовой и бытовой народной поэзии. На истоки жанра указывает ветхозаветный “Плач Иеремии”. Хорошо знаком читателям плач Ярославны из “Слова […]...
- Художественная форма драматургии Шекспира Некоторые исследователи делали из этого неверный вывод, будто в трагедии возникает несоответствие между старой средневековой фабулой и ренессансной философией Гамлета. Между тем, хотя сага о Гамлете имеет средневековые корни, ее ситуация осмыслена и представлена Шекспиром как ситуация общечеловеческая: убийство из побуждений честолюбия сюжет не только средневековый. Эпоха Возрождения давала много примеров подобных злодейств. Для придворной […]...
- Специфика драматургии в эпоху Возрождения (на примере творчества Шекспира) Как со своими предшественниками, так и со своими современниками Шекспир был связан множеством сложных связей. Шекспироведы высказывают более или менее веские предположения о том, что как своему предшественнику Марло, так и своему современнику Филиппу Мессинджеру Шекспир обязан большим количеством стихов, заимствованных прямо из текста их произведений. Во многих случаях можно говорить о сотрудничестве Шекспира с […]...
- Тест по творчеству М. Горького 1. Какие произведения М. Горького относятся к романтическим? А. “Фома Гордеев” Б. “Макар Чудра” В. “Дети Солнца” Г. “Старуха Изергиль” 2. В русле каких художественных направлений развивалось творчество М. Горького? А. Критический реализм Б. Социалистический реализм В. Сентиментализм Г. Романтизм 3. Кому в “Песне о Буревестнике” М. Горького противопоставлен Буревестник? А. Орлу Б. Чайкам В. […]...
- Какие произведения М. Горького относятся к романтическим? Какие произведения М. Горького относятся к романтическим? а. “Фома Гордеев” б. “Макар Чудра” в. “Дети Солнца” г. “Старуха Изергиль” В русле каких художественных направлений развивалось творчество М. Горького? а. Критический реализм б. Социалистический реализм в. Сентиментализм г. Романтизм Кому в “Песне о Буревестнике” М. Горького противопоставлен Буревестник? а. Орлу б. Чайкам в. Ужу г. Пингвину […]...
- Хрестоматия: Развитие исторической прозы в русской литературе Литературу 1970 – 1990-х годов невозможно представить себе без произведений на исторические темы. Жанры исторической прозы, тесно связанные с общественно-политической ситуацией того времени и вместе с тем продолжающие традицию мирового искусства, предстали в современную эпоху как богатое и сложное явление. Возрастание интереса к минувшему связано с актуализацией проблемы исторической памяти в общественном сознании. В драматической […]...
- Обзор французской прозы и драматургии Ромен Роллан (1866-1944) – классик французской литературы. Обладатель Нобелевской премии 1915 года. Писатель по типу близкий Гюго, эмоциональный оптимист, романтик. Роллан воспевает героев, сильных духом, творчески, отдающих свой яркий талант людям. Он верит, что идеал достижим, по крайней мере, к нему надо стремиться, когда-нибудь большинство людей на земле станут счастливы и духовно развиты (такова высшая […]...
- Мариво: маска в драматургии (статья Е. А. Третьяковой) Мариво: Маска в драматургии (статья Е. А. Третьяковой) В обществе XVIII века маска как атрибут карнавала практически исчезает, уступая место искусству костюма, украшений, париков и румян, а также тонкой игре скрытых намерений и изяществу полного аллюзий и двусмысленностей диалога. Однако понятие маски, родившейся от стремления человека раздвоиться, примерить личину другого, неотделимо от театральной традиции, в […]...
- Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”) Русская литература 2-й половины XIX века Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”) А. Н. Островский являлся одной из центральных фигур в развитии русской драматургии ХIХ века. Пьеса “Гроза” представляет для читателей особый интерес, так как в ней не только описываются социальный и нравственный конфликты, но и дается достаточно […]...
- Вклад И. Нечуя-Левицкого в развитие украинской литературы Выдающееся место в истории украинской литературы занимает творчество И. Нечуя-Левицкого. За свою длинную жизнь он написал свыше пятидесяти романов, повестей, рассказов, комедий и исторических драм. Своими произведениями он прокладывал новые пути развития украинской прозы. Писатель одним из первых в украинской литературе отошел от традиционной крестьянской тематики и срисовал почти все слоия населения тогдашней Украины. Он […]...
- Дворянское “злонравие” ведущая тема драматургии Фонвизина Денис Иванович Фонвизин – автор знаменитой комедии “Недоросль” (1782), которая не сходит со сцены до наших дней. Ему принадлежит также комедия “Бригадир” (1769) и ряд других сатирических и публицистических произведений. По своим убеждениям Фонвизин был близок к просветительскому лагерю. Ведущая тема его драматургии – дворянское “злонравие”. Его отношение к “благородному” сословию далеко от взгляда стороннего […]...
- Развитие характера Альбера и Соломона Первая сцена (важно отметить, что она самая большая) носит откровенно бытовой характер – Альбер со своими хозяйственными и денежными делами. Начинается сцена с подготовки (вместе со слугой Иваном) доспехов к новому турниру. И тут выясняется, что шлем пробит насквозь, испорчен. Невозможно Его надеть”. С первых же слов Альбера читатель и зритель погружаются в атмосферу ничтожно-прозаических […]...
- Особенности драматургии А. Н. Островского 1. Краткая биографическая справка. 2. Наиболее известные пьесы Островского; характеры и конфликты. 3. Значение творчества Островского. Будущий драматург А. Н. Островский родился в 1823 году. Его отец служил в городском суде. В восемь лет Островский лишился матери. Отец женился во второй раз. Предоставленный сам себе, мальчик увлекся чтением. По окончании гимназии А. Н. Островский несколько […]...
- Русское дворянство в драматургии А. П. Чехова Умей нести свой крест и веруй. А. Чехов Всю свою жизнь Чехов наряду с повестями и рассказами писал пьесы и водевили. Его слава драматурга не уступает его популярности прозаика, а во многих странах мира, пожалуй, даже превышает ее. Чехов-прозаик начинал с юморесок, с сотрудничества в мелкой прессе. Не таким был дебют Чехова-драматурга. Его первая пьеса […]...