Развертывание действия конфликтов в реалистических произведениях



Романтизм с его лирической струей отдает предпочтение поэзии, реализм, обращается к прозе, особенно к роману, что, по определению Гегеля, является “эпосом буржуазного общества”. Наконец, язык романтизма является поэтическим, он наполнялся из фольклорных источников, язык реализма – приближается к разговорному, бытовому, использует диалектизмы и жаргонизмы, упрощает синтаксис. Однако в творчестве выдающихся реалистов эти два больших направления часто не исключают друг друга, а гармонично сосуществуют.

Бальзак использует романтичную

фантастику в “Шагреневой коже”. Стендаль изображает присущие романтизму исключительные характеры и страсти (новеллы, “Пармский монастырь”).

Новеллы Мериме совмещают действительность с фантастикой (“Венера Илльская”), изображают экзотику Юга (“Таманго”, “Кармен”), наполняются фольклорными мотивами (“Локис”) и мистикой (“Джуман”). Элементы романтизма можно наблюдать также в произведениях Ч. Диккенса и Гайне, Флобера и Ф. Достоевского, Т. Шевченко и Б. Пруса, Ш. де Костера и И. Франко. “Каждый великий реалист – по-своему романтик, – замечает Померанц. – Писатели,

которых мы относим к классическому реализму, не отбрасывают, а продолжают романтичные традиции… Классический реализм может рассматриваться как завершение романтизма, как “истинный романтизм”.

В образной, остроумной форме Померанц говорит о расхождениях реализма и романтизма. По словам исследователя, романтизм тяготеет “скорее к старцу и ребенку, чем к взрослому. Романтизму 8 и одновременно 80 лет, реализму – 40.

Романтизм – сказка, которую дедушка рассказывает внученьке, а реализм – серьезная история для серьезных людей. Но взрослым и серьезным людям нельзя прямо сказать правду о Маленьком Принце или планете Смешного Человека (из фантастического рассказа реалиста Достоевского): они засмеют, унизят идею. И вот волшебник-поэт притворяется, что он… серьезный деловой человек.

Эта игра волшебника у профессора социологии и называется реализмом”. С другой стороны, реализм противостоит натурализму из его фактографизмом и “объективным” копированием действительности. Писатели-реалисты пытаются не просто “сфотографировать” явление, а творчески осмыслить его, дать свою оценку.

Реализм идет дальше простой фиксации фактов.

Реалистичная литература, по словам И. Франко, не только “собирает и описывает факты ежедневной жизни”, но и “заодно анализирует их и делает из них выводы”. Если натуралист, подобно научному работнику, бесстрастно изображает отдельные явления действительности, художник-реалист видит в искусстве и воспитательную функцию. Литература реализма, отмечал Франко, “указывает на недостатки общественного строя там, где не везде может добраться наука (о жизни ежедневной, в развитии психологических страстей и чувств человеческих) и старается будить охоту и силу в читателях к устранению тех недостатков…”.

Против фотографизма в искусстве выступал и Ф. Достоевский. “Фотографический снимок и отражение в зеркале – далеко не художественное произведение”, – отмечает он. От художника требуется не “фотографическая верность” и “механическая точность”, – они являются лишь материалом, из которого “потом создается художественное произведение”. Истинный художник, считает Достоевский, не может просто отражать, “пассивно, механически”. В каждом художественном произведении “видно его самого”: художник “отобразится невольно, даже против своей воли, выскажется со всеми своими взглядами, со своим характером, со степенью своего развития”.

Реализм пытается быть самым демократическим искусством. Если представители классицизма и многих школ барокко рассматривали творчество как несколько “элитарное” и аристократическое, а свои произведения направляли для “избранных”, реалисты, наследуя сентименталистов и романтиков, стремятся завладеть вниманием как можно более широкого читательского круга. “Наши симпатии, надежды, деятельность, – провозглашал Чарльз Диккенс, – обращены к многим, а не к избранным. Нельзя считать высоким то, что лишь поставлено высоко. Низкое не то, которое находится внизу…”.

И реалистичная литература является действительно наиболее демократической. Художники-реалисты видят свое задание в том, чтобы писать для народа и в то же время учиться у него. Ч. Диккенс, писав в одном из своих писем о долге художника перед народом, отмечает: “…не просто проявлять наши способности в каждой отрасли искусства, но обращаться к большому океану человечества, каплями которого мы есть…”.

Реализм, многие из представителей которого сами вышли из демократических слоев населения, видит призвание литературы в служении интересам народа.

Автор “Приключений Оливера Твиста” отмечает: “Я верю в то, что литература должна свидетельствовать о своей верности народу, должна горячо защищать прогресс, счастье, благосостояние народа”. Такие же задания литературы выдвигал Тарас Шевченко. О самоотверженном служении искусства народу и родине писал он в предисловии к “Кобзарю” (в 1847 г.), издание которого из-за ареста автора не осуществилось. Боль за свой народ, за судьбу Украины пронизывают и поэтические произведения Великого Кобзаря.

Муза Шевченко – всегда с народом: “…Восхвалю Малых тех рабов немых! Я на стороже около них Поставлю слово”. Одним из основных художественных принципов реализма является правдивость. “Учи неложными устами сказать правду…”, – обращается к музе лирический герой Т. Шевченко. Правда для художника-реалиста – это верность воссоздания реальной действительности.

Реалист, в отличие от романтика, не украшает действительность и не созерцает за ней сверху. Он стоит не в стороне от нее, а находится вровень с действительностью. “Художественная правда является прямой целью искусства, как правда историческая является целью историка археологии”, – отмечал выдающийся романист И. Гончаров.

Представители реалистичного направления пытаются как можно правдивее воспроизвести события и характеры, обстоятельства и детали. В советском литературоведении каноническим было определение реализма, которое сделал Ф. Энгельс: “По моему мнению, реализм предусматривает, кроме правдивости деталей, правдивость в воссоздании типичных характеров в типичных обстоятельствах”. В целом мысль подходящая, хотя и не должна претендовать на универсальность. Действительно, и правдивость деталей, и правдивость типичных характеров и обстоятельств являются главными признаками реалистичного искусства, а типизация – его основным принципом. “Художники-реалисты, – отмечал выдающийся немецкий драматург Бертольт Брехт, – отмечают существенное, “земное” типичное в глубоком понимании”.

Типичность реалистичного образа заключается в том, что писатель, с одной стороны, прибегает к широкому обобщению, а с другой – к изображению конкретного, индивидуального. В. Белинский, который одним из первых теоретиков реализма выдвинул тезис о типах и типичности, замечает, что в типе заключается торжество органического, слияние двух крайностей – общего и особенного. Сущность типа, согласно афористического высказывания Белинского, “изобразить всех в одном”. Лев Толстой, который утверждал, что “дело художника, – схватить типичное”, советовал: “Нужно наблюдать много однородных людей, чтобы создать один определенный тип”.

Вообще, следует заметить, что художники-реалисты уделяют наблюдению огромное внимание. Бальзак писал, что “гений наблюдения – это почти весь человеческий гений”. Чтобы правдиво и типично отобразить жизнь, необходимо тщательным образом изучать ее. Однако одного наблюдения маловато: оно не создает типичный характер. “Если писать с натуры одно какого-то человека, то это выйдет вовсе не типично – выйдет несколько одиночное, исключительное и неинтересное, – отмечал Лев Толстой. – А нужно как раз взять у кого-то его главное, характерные черты и дополнить характерными чертами других людей, которых наблюдал”.

Реальность художественного типичного образа возникает только тогда, когда изображаемое явление добывает свое место в общей картине мира. Реалист призван углубляться в суть самого явления, осмысляя его. Бальзак справедливо отмечал: “Чтобы перевести событие из жизни в литературу, писатель должен показать все его корни”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Развертывание действия конфликтов в реалистических произведениях