Разноплановость смеха “Василия Теркина”
Думается, что такое разнообразие форм смеха, непосредственность его звучания, в сочетании с поистине трагическими элементами сюжета, стали важной вехой в становлении комического миропонимания поэта. Кажется, он смакует все возможности юмора: это не только отдушина в момент народного бедствия, но и возможность напрямую высказаться на запретные темы. Иными словами, смех – это свобода.
Свобода авторского самовыражения сделала “Теркина” одним из самых оптимистических произведений о войне. Задорный, переливающийся разными отблесками,
Итак, роль смехового начала поэмы обусловлена необходимостью защиты от трагедийного самоощущения конкретно-исторических событий. Тонкая смеховая материя помогла создать светлое, свободное от страха витающей смерти полотно. Но не только эту свободу вызвал к жизни юмор. По признанию самого Твардовского, война освободила его от идеологических штампов.
Это высказывание
Едва ли внутренне несвободный человек, а тем более художник мог позволить себе шутки по такому поводу. Поэтому нам кажется интересным проследить, как палитра смеховых приемов способствовала выполнению основной своей задачи – освобождения от страха. Страха смерти в его народных традициях и страха в борьбе с “кромешным миром” войны.
Как уже отмечалось, в художественном мире “Василия Теркина” отчетливо выделяются две сферы – главного героя и автора. С образом первого связано освоение уже заложенных форм и приемов, со вторым – помимо традиционных форм апробация нового вида смеха – интеллектуальной иронии.
В настоящей главе мы попытаемся определить характерные способы выполнения основной функции комического в поэме, а также выделить особые приемы поэтики. Среди основных форм смеха можно назвать смех юмористический, сатирический, а также обретающий черты самостоятельного вида иронический. Истоки смеха: уже занявший свое место в творчестве Твардовского фольклор, а также индивидуально-авторская оценка происходящего.
Среди использованных ранее частных комических приемов (пародирование, сниженная лексика) появляется новый для поэтики Твардовского прием – парадокс и др. С образом главного героя связано осмысление лучшего, что было создано автором в довоенные годы (например, юмористический флер, связанный с образом деда Данилы), авторские же отступления прокладывают дорогу новому виду смеха – интеллектуальному, подчас саркастическому.
Итак, рассмотрим материю комического в образе главного героя. Прежде всего, функцию и характер юмора.
Собственно юмористическое содержание возникает в главе “Переправа”, насыщенной солдатскими шутками. Описывающая преодоление ледяной воды в морозную пору, глава полна глубокого трагизма. Пожалуй, это один из самых тяжелых эпизодов “Книги.”.
Однако в самый безнадежный момент, почти из небытия появляется Василий Теркин: “Гладкий, голый, как из бани,/ Встал, шатаясь тяжело./ Ни зубами, ни губами/ Не работает – свело” (Т.2.С.180).
Подхватив обледеневшего товарища, принялись оказывать ему первую помощь солдаты вполне традиционным способом. Едва почувствовав знакомый запах, ожил пострадавший воин. Оживание его протекало в привычной, как мы убедимся в этом позже, юмористической колее: “- Доктор, доктор, а нельзя ли Изнутри погреться мне, Чтоб не все на кожу тратить?” С той же лукавой интонацией комментирует события автор: “Дали стопку – начал жить”. Как о вполне естественном ходе вещей, в то же время торжествуя, сообщает он о результате сложной операции: “Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!” С извиняющейся ноткой просит он от имени лейтенанта лишь “огоньку туда подбросить”.
Искренность и готовность в любой момент вернуться на тот берег покорили полковника. И на его поощрение “Молодец” не растерялся-таки Василий: “А еще нельзя ли стопку, Потому как молодец?” В продолжение разговора в юмористическую игру вступает и сам военачальник. В ответ на его бдительное замечание – “а будет много сразу две?” – лукавый Теркин парирует: “Так два ж конца…”
Эта комическая зарисовка при всем ее оптимизме не стала финалом главы, поскольку в отличие от лубочно-развлекательных функций газетного Теркина юмористическое заявление героя в данном случае призвано оттенить трагизм пережитой ситуации. Кроме того, юмором герой борется со страхом смерти. Так, на первых страницах прочерчивается основная задача комического в поэме – смех как оружие в борьбе со страхом.
В данном случае, герой смеется над страхом смерти. В то же время балагурство героя не облегчает драматизм ситуации, а напротив, усиливает его. Неслучайно в финале поэмы подчеркивается масштаб разразившейся катастрофы: “Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле” (Т.2.С.195). Так юмористический потенциал используется как уже знакомый автору вид комического, вошедший неотъемлемой частью в его смеховую культуру с довоенных времен. Если можно так выразиться, это своего рода мелкая дробь противнику – страху в “кромешном мире”.
Аналогична роль юмора и в других эпизодах.