Размышления И. С. Тургенева о любви и счастье

Размышлениям И. С. Тургенева об извечных порывах человеческой души к любви и счастью посвящены три повести о любви, созданные в разные годы: 1858-й – “Ася”, 1860-й – “Первая любовь” и спустя более десятилетия – в 1871-м – “Вешние воды”. Здесь перед нами предстает развернутое полотно повествования. Главный герой нередко проходит испытание любовью – таинственной, неодолимой природной силой, неподвластной человеческой воле. “У Тургенева любовь определяет отношения между людьми, отношения между человеком и миром, между

человеком и искусством; она пробуждает душу и вдыхает жизнь даже в то, что казалось неживым”7 (Эткинд).

Обычно смена настроения и состояния героя – удел лирики, поэзии, но перед нами – повести, произведения эпического рода литературы, где главное – история человеческих отношений.

В повести перед взором читателя проходит целая человеческая жизнь, соприкасающаяся неизбежно с судьбами других людей, рассказанная или самим автором (“Вешние воды”), или от имени героя (“Ася” и “Первая любовь”). В повестях о любви возникшая временная дистанция дает возможность с новой остротой ощутить

ценность утраченного состояния: “… На что я надеялся, чего я ожидал, какую богатую будущность предвидел, когда едва проводил одним вздохом, одним унылым ощущением на миг возникший призрак моей первой любви? А что сбылось из всего того, на что я надеялся?

И теперь, когда на жизнь мою начинают набегать вечерние тени, что у меня осталось более свежего, более дорогого, чем воспоминания о той быстро пролетевшей утренней весенней грозе? ” – размышляет Владимир в повести “Первая любовь”.

Две первые повести – “Ася” и “Первая любовь” – написаны от первого лица и во многом подчинены законам построения лирического стихотворения. И происходящие события, и рожденный ими отзвук в душе героя, и голос автора, который угадывается читателем в лирических отступлениях, равно значимы. Гагин говорит об Асе: “Мы…

И представить себе не можем, как она глубоко чувствует, и с какой невероятной силой высказываются в ней эти чувства; это находит на нее так же неожиданно и так же неотразимо, как гроза… “. Вслушаемся в слово “неотразимо”.

В корне “раз” угадывается неповторимость переживаемого мгновения, сила напора стихии возникшего переживания – прекрасного, но и разрушительного, разящего. Перечитаем описания гроз в произведениях Тургенева, сопутствующие пробуждению и нарастанию, кульминации проявления чувства. Во всех повестях о любви герой Тургенева не скрывает своей растерянности перед нахлынувшим чувством: “…я чувствовал раскаяние, сожаление самое жгучее, любовь – да! самую нежную любовь.

Я ломал руки…

” (“Ася”), признается в беспомощности перед властью слова любимой: “Я ревновал, я сознавал свое ничтожество, я глупо дулся – и глупо раболепствовал… я в руках Зинаиды был как мягкий воск” (“Первая любовь”).

Автор прослеживает малейшие движения души рассказчика, нюансы его состояний, наблюдает проявления природы чувства, в том числе и разрушительные свойства страсти. В повести “Вешние воды” Дмитрий Павлович Санин искренне и страстно влюблен в девушку итальянского происхождения – Джемму, они оба молоды, хороши собой, достаточно обеспечены, свободны в выборе судьбы и, казалось бы, ничто не может быть препятствием к их счастью. Но в порыве увлечения случайно встреченной замужней женщиной, Марьей Николаевной Полозовой, Санин не находит в себе сил противостоять нахлынувшему на него влечению к глубоко чуждому ему человеку: “… Санин в своей комнате стоял перед нею, как потерянный, как погибший… – Куда же ты едешь? – спрашивала она его.

В Париж – или во Франкфурт?

– Я еду туда, где будешь ты, – и я буду с тобой, пока ты меня не прогонишь, – отвечал он с отчаянием и припал к рукам своей властительницы. Она высвободила их, положила их ему на голову – и всеми десятью пальцами схватила его за волосы. Она медленно перебирала и крутила эти безответные волосы, сама вся выпрямилась, на губах змеилось торжество – а глаза, широкие и светлые до белизны, выражали одну безжалостную тупость и сытость победы.

У ястреба, который когтит пойманную птицу, такие бывают глаза”. Можем ли мы упрекать героя за проявление душевного смятения, слабости?

Обобщая представления учеников об образе природы в творчестве И. С. Тургенева, предложим им сопоставление черновых и окончательного вариантов текста стихотворения в прозе “Природа”. Природа – одна из ведущих тем и в “Стихотворениях в прозе”, и во всем творчестве писателя. В стихотворении “Природа” – это “величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета”, которая не только прекрасна и по-матерински заботлива: “все твари мои дети”, но и безжалостна: “я одинаково о них забочусь – и одинаково их истребляю”.

Человек вынужден подчиниться ее законам, но он не в состоянии постигнуть высшего смысла ее действий: “Но добро…

Разум… справедливость… – пролепетал я снова. – Это человеческие слова, – раздался железный голос. – Я не ведаю ни добра, ни зла… Разум мне не закон – и что такое справедливость?

Я тебе дала жизнь – я ее отниму и дам другим, червям или людям… мне все равно…

А ты пока защищайся – и не мешай мне!” Все живое безропотно подчиняется законам природы от ничтожной травинки до покатившейся звезды, и только человек не может смириться с тем, что “день урочный придет – и перевернет его лодку” жизни. Но так ли бессилен он перед ее безжалостным ликом?

Повесть “Ася” завершается размышлением рассказчика: “Я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна. Он до сих пор издает слабый запах, а рука, мне давшая его, та рука, которую мне столько раз пришлось прижать к губам моим, быть может, давно уже тлеет в могиле… И я сам – что сталось со мною?

Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека – переживает самого человека”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Размышления И. С. Тургенева о любви и счастье