“Равноденствие” О. Мандельштама на уроке литературы

Есть иволги в лесах, и гласных долгота
В тонических стихах единственная мера,
Но только раз в году бывает разлита
В природе длительность, как в метрике Гомера.

Как бы цезурою зияет этот день:
Уже с утра покой и трудные длинноты,
Волы на пастбище, и золотая лень
Из тростника извлечь богатство целой ноты.
(1914)

Опорные вопросы для анализа стихотворения: Что означает слово “равноденствие”? Какие образы преобладают в стихотворении – звуковые или зрительные? Почему?

Можно ли определенно назвать время года,

которое описывается в стихотворении? Сколько в тексте глагольных форм? Что можно сказать о динамичности стихотворения? Какова лексика стихотворения?

Каких существительных больше – конкретных или абстрактных? Назовите рифмы. Есть ли в них смысловая сочетаемость?

Найдите тропы. Какие строчки непонятны? Как можно объяснить строку “Уже с утра покой и трудные длинноты”? Как понять выражение “золотая лень”?

В каких отношениях находятся природа и творчество?

Равноденствие – не конкретная точка года (21 марта или 23 сентября), а сложный метафорический образ. С одной стороны, перед нами картина

Природы, конкретная жизнь: иволги в лесах, волы на пастбищах, тростник, с другой – Описание событий в романах и других произведениях, рождение поэтического произведения: гласных долгота, тонические стихи, метрика Гомера, богатство целой ноты. В каких же отношениях находятся природа и творчество?

Противопоставлены? Сопоставлены? Объединены?

Скорее последнее. Об этом говорят и два метафорических сравнения: “разлита // В природе длительность, как в метрике Гомера” и “как бы цезурою зияет этот день”. Здесь возникает смысловое наложение: цезура – не только “постоянный словораздел в стихе”, но и пауза в природе, слово “зиять” означает не только “обнаруживать пустоту, провал”, но и таит поэтический смысл: “зияние” – стечение двух или более гласных.

Кстати, середина строки – “цезур Ою зияет ” – наглядно показывает зияние гласных.

Преобладание “звуковых” образов, смысловая сочетаемость рифм долгота-разлита, мера-Гомера, день-лень, длинноты-ноты, малое количество глагольных форм (всего три), а также двухстрофная, как бы “зеркальная”, “опрокинутая” друг в друга композиция стихотворения – все способствует созданию сложного метафорического образа.

Равноденствие – день равновесия не только в природе, но и в душе человека, которая, откликаясь на красоту, гармонию природы, рождает творчество. Художественное пространство расширяется от явления природы до понятия творчества. Человеку дано слиться с красотой мира, ощутить ее присутствие в себе и выразить это в творчестве – великом таинстве жизни.

Можно также увидеть, что в словах “и золотая лень // Из тростника извлечь богатство целой ноты” заключены метафоры-цитаты, которые имеют как бы три перекликающихся источника:

А) стихотворение Мандельштама “Из омута злого и вязкого…” (1910):

Из омута злого и вязкого
Я вырос тростинкой, шурша,
И страстно, и томно, и ласково
Запретною жизнью дыша;

Б) Ф. И. Тютчева: “И ропщет мыслящий тростник” (“Певучесть есть в морских волнах…”);

В) Г. Паскаля: “…человек лишь тростинка, слабейшее из творений природы, но тростинка мыслящая”.

Перед нами стихотворение-метафора. Именно с помощью метафоры “возможно подлинное прозрение в таинственную сущность жизни” (В. М. Жирмунский).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Равноденствие” О. Мандельштама на уроке литературы