Рассказы Чехова о детях

Гениальный писатель, великий гуманист, глубокий психолог, А. П. Чехов открыл своими произведениями новый этап в развитии детской литературы. По настоянию издателя А. С. Суворина Чехов объединяет несколько своих произведений о детях в сборник “Детвора” (1889). Сюда вошли рассказы “Детвора”, “Ванька”, “Кухарка женится”, “Беглец” и известные уже нам “Событие” и “Дома”. Сборник получил высокую оценку учителей.

По их мнению, книга Чехова вызывает самые хорошие чувства и ее следует “горячо рекомендовать

для детей всех возрастов”. Однако некоторые рассказы явно не предназначались автором для маленьких читателей (“Дома”, “Кухарка женится”).

Рассказ “Детвора”, открывающий сборник, как бы вводит читателя в своеобразный мир детства. Взрослые уехали на крестины. В ожидании их возвращения дети играют в лото.

Им давно пора спать, “но разве можно уснуть, не узнав от мамы, какой на крестинах был ребеночек и что подавали за ужином?”. Двумя-тремя штрихами писатель не только набрасывает портреты всех детей от мала до велика, но и дает представление о том, как у каждого из них начинают проявляться

или уже определенно проявились индивидуальные особенности характера. Гриша завистлив, корыстолюбив и играет исключительно из-за денег. Аня тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл.

Однако “копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия”. Сонечка играет в лото ради процесса игры.

Поэтому, кто бы ни выиграл, она “одинаково хохочет и хлопает в ладоши”. Алеша еще очень мал: у него “ни корыстолюбия, ни самолюбия”. Кухаркин сын Андрей по натуре мечтатель.

К выигрышу он относится безучастно. Но зато его интересует, “сколько на этом свете цифр и как они не перепутываются!”. Название рассказа “Детвора” как бы вызывает у читателя представление о детстве благополучном – счастливой, безмятежной поре.

Но все ли дети могут спокойно спать, у всех ли детство безоблачно? Зная и другое детство, обездоленное, лишенное всего, что необходимо ребенку, Чехов пишет о нем в ряде произведений (“Ванька”, “Спать хочется”).

Рассказы Чехова о детях, лишенных детства, оказали большое влияние на развитие общественного сознания конца XIX века. Созданные в духе прогрессивных традиций критического реализма, они с предельной остротой ставили вопрос о несправедливости социального неравенства, об ответственности общества перед самым молодым его поколением. Вслед за Чеховым в конце XIX – начале XX века эту тему развивали и углубляли в своих произведениях Д. Мамин-Сибиряк (“Вертел”), Л. Андреев (“Петька на даче”), А. Куприн (“В недрах земли”), А. Серафимович (“Маленький шахтер”), М. Горький (“Детство”, “В людях”).

Каждым новым своим произведением о мире детства Чехов углубляет затронутые им социально-нравственные проблемы. Если, например, в рассказе “Событие” писатель противопоставил душевной черствости взрослых отзывчивость и доброту детей, то в рассказе “Мальчики” расхождение между представителями двух поколений возникает на иной основе. Гимназисты-второклассники Володя Королев и его товарищ Чечевицын, начитавшись приключенческих романов, преисполнились романтической жаждой подвигов.

Они пытаются бежать в Америку. В этом рассказе по существу нет виноватых. Побег мальчиков – болезнь роста.

И то, что родителям Володи кажется непростительным легкомыслием, встречает полное сочувствие у его сестер, Володиных ровесниц. Да и сам писатель не осуждает героев, понимая естественность их увлечения.

Среди произведений Чехова о детях особое место занимает известная повесть “Степь” (1888). Ее подзаголовок (“История одной поездки”) объясняет композиционную структуру произведения. “Степь” представляет как бы цепь очерков, объединенных общей темой и общим героем – девятилетним Егорушкой, совершающим долгий путь по степи в далекий город для поступления в гимназию. Впечатления Егорушки – открытие мира и для него, и для читателя повести. Самые различные люди встречаются мальчику во время его продолжительного путешествия.

Герой жадно впитывает впечатления от этих встреч. Его душе близки те люди, в которых корысть и расчет не вытравили человеческое, которые не утратили прекрасной способности откликаться на чужую радость и горе, которые так же, как и Егорушка, обладают поэтическим видением окружающего их мира. Повесть Чехова – проникновенный гимн во славу родины с ее бескрайними просторами, суровой и скромной красотой.

В то же время это и выражение грусти автора, страдающего от несовершенства отношений между людьми, от невозможности счастья для тех, кто лучше других чувствует красоту родной земли.

Известно, что Чехов любил животных и постоянно возился с ними. Он был глубоко убежден в большом воспитательном эффекте тесного общения детей с различными животными, и особенно домашними (вспомним рассказ “Событие”). Поэтому свои произведения о животных “Каштанка” и “Белолобый” он адресовал именно детям.

Рассказ “Каштанка” (1892) сразу приобрел большую популярность среди маленьких читателей. В 1903 году рассказ вышел с рисунками художника Д. Кардовского. О происхождении сюжета этого произведения рассказывает знаменитый клоун-дрессировщик В. Дуров в книге “Мои звери”.

Он утверждает, что Чехов использовал историю, происшедшую с его рыжей собакой Каштанкой, которую Дуров подобрал на улице, обучил и которая во время очередного представления сбежала к старому хозяину. В “Каштанке” (и в “Белолобом”) Чехов пользуется широко распространенным в художественной литературе способом изображения животных – приемом антропоморфизма, т. е. очеловечивания. В этом случае животное наделяется способностями человека размышлять и переживать, события и человеческие характеры в произведении раскрываются через восприятие животного.

Такой художественный прием дает возможность писателю глубже раскрыть отношение человека к животному. Каштанка делит все человечество на “хозяев” и на “заказчиков”. Первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право “хватать за икры”.

По-своему Каштанка оценивает обстановку квартиры незнакомца, подобравшего ее на улице; у него “обстановка бедная и некрасивая”: кресла, диваны, лампы, ковры; у столяра, ее бывшего хозяина, квартира, наоборот, битком набита вещами: стол, верстак, рубанки, стружки, лохань и т. д. “Каштанка” – подлинно гуманистическое произведение. Человечность нового хозяина Каштанки, его отеческая забота о животных, дружба собаки, кота, гуся и свиньи, привязанность Каштанки к своим старым хозяевам – все это, несомненно, нравится маленьким читателям, обогащает их чувства. В письме к брату Чехов писал о впечатлении детей А. С. Суворина от “Каштанки”: “Детишки не отрывают от меня глаз и ждут, что я скажу что-нибудь необыкновенно умное.

А по их мнению, я гениален, так как написал повесть о Каштанке”.

Рассказ “Белолобый” был напечатан в журнале “Детское чтение” (1895). В этом рассказе Чехов изобразил волчье семейство и щенка, любопытного, доверчивого, наивного, шаловливого. Голодная, слабая волчица всякими способами стремится добыть пропитание для своих волчат.

Столкновение волчицы с Белолобым сопровождается комическими и драматическими эпизодами, вызывающими живой интерес ребят. В круг чтения подростков вошли и такие произведения писателя, как “Человек в футляре”, “Лошадиная фамилия”, “Налим”, “Злоумышленник”, “Унтер Пришибеев”, “Толстый и тонкий” и многие другие.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Рассказы Чехова о детях