Рассказ Зрители (Горький А. М.)
Для основного содержания книги “Ералаш” и другие рассказы” характерен рассказ “Зрители”, рассказ о том, как из-за каменного равнодушия обывателей погиб раненный лошадью маленький мальчик – сирота. Не так уж много требовалось усилий, чтобы спасти его, но это, как и все вообще, было безразлично “людям, для которых весь мир – только зрелище”. Даже ручей крови не обеспокоил их, а только заинтересовал: “Кровь имеет свойство привлекать особенно напряженное внимание вечных зрителей, они всегда смотрят на нее особенным, молчаливо-жадным
Но подобные образы прошли через все творчество М. Горького. “Вы не люди, вы зрители”,- обращался он к мещанам еще в 1900 году в памфлете “О писателе, который зазнался”. А “героя” своего последнего большого произведения – буржуазного интеллигента Клима Самгина – он характеризовал словами одного из персонажей: “невольный зритель”.
Источники:
- Горький А. М. По Руси; Дело Артамоновых./Вступит, статьяnи примеч. Б. Бялика; Худо ж. А. Таран и С. Герасимов.-М.: Худож. лит., 1982.-590с – (Б-ка классики. Сов. лит-ра)
Аннотация:
В том вошли цикл рассказов “По Руси” (1912-1917) и “Дело Артамоновых” (1925) – произведение, рассказывающее историю трек поколений семьи фабрикантов.
- Рассказ Ералаш (Горький А. М.) Соединяя позднее книгу “По Руси” в одном цикле с книгой “Ералаш” и другие рассказы”, М. Горький, как уже сказано, исходил из автобиографического характера большинства вошедших в обе книги произведений. Но вторая книга отличалась от первой и по своему настрою, и по теме, и по главным героям. Разница настроя, эмоциональной окраски понятна: рассказы второй книги писались […]...
- Рассказ Едут и Покойники (Горький А. М.) Необходимо подчеркнуть: рассказывая в книге “По Руси” о своей великой нации и рисуя “некоторые свойства русской психики и наиболее типичные настроения русских людей”, М. Горький неразрывно связывал национальный вопрос с социальным, а оба эти вопроса – с историческими традициями русского народа, прежде всего – с его революционными традициями. В этом отношении примечательны два заключительных рассказа […]...
- Рассказ Страсти-мордасти (Горький А. М.) Особо надо сказать о самом, пожалуй, замечательном из всех произведений цикла “По Руси” – о гениальном рассказе “Страсти-мордасти”. Этот рассказ построен на трагическом контрасте между той страшной грязью жизни, которая царила в старом мире, и той чистотой, красотой и человечностью, которые иной раз неожиданно встречались там, где их, казалось бы, меньше всего можно было ждать,- […]...
- Рассказ Нилушка (Горький А. М.) Не все рассказы книги “По Руси” содержали в себе народные типы; некоторые подходили к проблеме русского национального характера “с другого конца”: они опровергали ложные представления о нем. В рассказе “Нилушка” оспорено убеждение, что отличительными чертами русского народа являются безропотность, всепрощение, вселюбие и что полнее всего эти черты выразились в “праведниках” – блаженных. Полемическое острие рассказа […]...
- Рассказ Кладбище (Горький А. М.) В рассказе “Кладбище” М. Горький вложил в уста персонажа одну из своих самых глубоких, самых “программных” мыслей: “Жизнь вся, насквозь – великое дело незаметно маленьких людей”. Само собой разумеется, что “маленькими” эти люди только кажутся – кажутся индивидуалистам, подобным Алексею Калинину или Губину (из одноименного рассказа), который может иногда “засветиться”, но сразу же и гаснет, […]...
- Рассказ Как сложили песню (Горький А. М.) В рассказе “Как сложили песню” показан самый процесс коллективного народного творчества. М. Горький, как мало кто из художников слова, умел воспроизводить словами индивидуальное и хоровое пение. Но в этом рассказе передано не просто исполнение песни, а ее рождение – в этом отношении горьковское произведение уникально. Очень интересен и рассказ “Легкий человек”, который рассматривался М. Горьким […]...
- Рассказ Женщина (Горький А. М.) Еще более сложная перекличка М. Горького с творчеством В. Г. Короленко заключена в рассказе “Женщина”. Эта перекличка имела свою предысторию. Когда в 1899 году в народническом журнале “Русское богатство” появился рассказ Короленко “Маруся” (позднее он получил название Шарусина заимка”), критики сразу же отметили, что автор затронул то самое явление, которое получило отражение во многих ранних […]...
- Рассказ Вечер у Шамова у Панашкина у Сухомяткина (Горький А. М.) Однако, как уже отмечено, в книге “Ералаш” и другие рассказы” внимание М. Горького было сосредоточено на других сторонах жизни. Рассказы “Вечер у Шамова”, “Вечер у Панашкина” и “Вечер у Сухомяткина” составляют как бы особый маленький цикл во всем большом цикле “По Руси”. Они дают три разных среза той буржуазно-мещанской среды, с которой М. Горький соприкасался […]...
- Рассказ Рождение человека (Горький А. М.) Когда М. Горький кончил читать свой новый, еще не опубликованный рассказ – несколько тысяч слушателей, заполнивших вечером 15 апреля 1912 года самый большой в Париже зал Ваграм, устроили ему овацию. Чем взволновало собравшихся, в большинстве – русских политических эмигрантов, произведение писателя-революционера? Оно не имело никакого отношения к теме вечера, посвященного столетию со дня рождения А. […]...
- Цикл рассказов По Руси (Горький А. М.) “Рождение человека” открыло целый цикл произведений с общим названием “По Руси”. Необходима оговорка: надо различать цикл “По Руси”, какой мы читаем сегодня, и книгу “По Руси”, с какой имели дело дооктябрьские читатели. Первые одиннадцать рассказов цикла (от “Рождения человека” до “Покойника”) были опубликованы в журналах и газетах в 1912-1913 годы и вышли с указанным заглавием […]...
- Рассказ по картине Е. В. Сыромятниковой “Первые зрители” Однажды я случайно попал в гости к настоящему художнику. Это произошло прошлым летом, когда я гостил в деревне у бабушки. Природа там превосходная! Зеленый луг, березовая роща, голубое небо, чистое озеро и полевые цветы – все это создает прекрасные летние пейзажи сельской местности. Они так и просятся на холст к живописцу. О том, что в […]...
- Рассказ Тимка (Горький А. М.) Тема толпы “зрителей” проходит и через другие рассказы. Это жители дома Хлебникова в рассказе “Тимка”; слушатели, которые “сидят, лежат и жадно, молча питаются странной чепухой Брундукова” в рассказе “Вечер у Панашкина”. Горький гневно обличает мещанство как антиобщественное явление не только непосредственно в мещанском сословии, но и в других слоях общества, какими бы формами внешней жизни […]...
- Рассказ Вечер у Панашкина (Горький А. М.) Рассказ “Вечер у Панашкина” наиболее ярко раскрывает мысль об отупляющем, разрушающем влиянии российской действительности того времени на человека. Панашкин – умный, добрый человек, умеющий глубоко любить. Но жизнь не оставила ему ничего Дни надежд, ни желаний. Рассказчик не может принять этой пассивности, но не может и перечеркнуть человека, ибо в этом – не столько вина, […]...
- Образ и характер Калинина в рассказе Калинин (Горький А. М.) Герой рассказа “Калинин” особенно близок к таким персонажам раннего горьковского творчества, как Шакро в “Моем спутнике” (обнищавший князек, проникнутый животным эгоизмом) и как Промтов в “Проходимце” (опустившийся на “дно” интеллигент, ставший воплощением цинизма). Образ Калинина, уверенного, что каждый должен жить “сам по себе”, презирая всех остальных (“позвольте мне наплевать на игру вашу, а жить я […]...
- Сочинение по картине “Первые зрители” Сочинение по картине “Первые зрители” – это сочинение-описание одного из полотен, выставленных в Третьяковской галерее. Автор Сочинения считает, что главными герои картины являются два мальчика – первые зрители, увидевшие только что созданное произведение искусства. Сочинение по картине “Первые зрители” останавливает наше внимание также на деталях интерьера мастерской художника. Первые зрители Сочинение по картине Екатерина Васильевна […]...
- Произведение Зритель (Горький А. М.) Наиболее впечатляюще эта тема звучит в рассказе “Зрители”. С большой художественной силой здесь воспроизведено целое общественное явление – “зоологически звериный эгоизм”, рожденный мещанской мелкособственнической средой. Жители Прядильной улицы могут собраться только в толпу, как “зрители”, но они совершенно лишены чувства коллектива, так как их мораль – мораль мещан, мелких собственников, признающих только свои собственные интересы. […]...
- Сочинение по картине “Первые зрители” Екатерина Васильевна Сыромятникова Сочинение по картине “Первые зрители” – это вариант Сочинения по картине, репродукция которой помещена в учебник русского языка. Однако автору сочинения удалось оценить и оригинальность сюжета, и необычность замысла. Описание “картины в картине” – вот с чем мы знакомимся, читая Сочинение по картине Е. Сыромятниковой “Первые зрители”. Екатерина Васильевна Сыромятникова – замечательный художник. Она родилась […]...
- Описание по картине “Первые зрители” Сочинение по картине “Первые зрители” – это сочинение по картине известной художницы Е. Сыромятниковой. Описывая картину, автор сочинения останавливает свое внимание на каждой детали полотна. Сочинение по картине “Первые зрители” – образец Сочинения-описания картины. Первые зрители Сочинение по картине Екатерина Васильевна Сыромятникова – очень известный художник XX века. Все ее картины были раскуплены и теперь […]...
- Пейзаж и природа в цикле По Руси (Горький А. М.) Как существо социальное, человек может быть изломан ходом истории, укладом жизни. Но в то же время он – часть самой природы, яркой, животворящей и прекрасной. В рассказах “По Руси” природа является не просто фоном, “пейзажем”, она самостоятельный персонаж. Природа передана писателем в движении, яркости красок, величии простора, она – воплощение красоты, которая пробуждает в сердце […]...
- Произведение Ералаш (Горький А. М.) Другой рассказ “Ералаш”. В селе праздник. Он развертывается на фоне буйного пробуждения весны. Половодье весны захлестнуло и людей, пробудив в них обостренную жажду счастья, любви, широкого раздолья. Красива яркой “земной” красотой Марья, “синеокая вдова”. В ней сильно чувство любви, без всяких оглядок, без рамок национальной и религиозной разобщенности. Весь свой душевный порыв вкладывает она в […]...
- В чем своеобразие горьковского героя и традиции кого из предшественников продолжает Горький, создавая своих героев? по пьесе На дне (Горький А. М.) В данном произведении Горький описывает людей достигших самого низа, “люди дна”. Каждый из героев в прошлом имел свое положение в жизни, социальный статус, но по некоторым обстоятельствам этого лишился. Человек “на дне” есть у Гоголя Н. В. в произведении “Мертвые души”. Плюшкин – богатый помещик, который потерял все свое имение после смерти жены. Он ожесточился, […]...
- Сочинение на тему: Максим Горький Горький – писатель далеко не столь однозначный, каким его представляли долгое время историки литературы. На всех этапах творческого пути в нем совмещались, то противоборствуя, то образуя единство, две тенденции – человеколюбие и открытая идеологичность. Преобладание конкретно-социального, ориентированного на пролетариат взгляда в определенный (после революции 1905 г.) отрезок времени было распространено на все творчество, и Горький […]...
- Образ и характер Вялова в романе Дело Артамоновых (Горький А. М.) Фигура Тихона Вялова – крестьянина, потом землекопа, потом дворника Артамоновых – самая сложная в повести и (во всяком случае, до финала, когда многое проясняется) – фигура загадочная. М. Горького беспокоило, что критики, говоря о повести, “всегда забывают отметить фигуру Тихона Вялова, а она не зря воткнута в жизнь Артамоновых” что ни один из них “не […]...
- Почему М. Горький отказался от первоначального варианта названия пьесы – “На дне жизни”? по пьесе На дне (Горький А. М.) Максиму Горькому пришлось раздумывать над заглавием для своей социальной пьесы. Изначально у него было несколько вариантов: “Ночлежка”, “Без солнца”, “Дно”, “На дне жизни” и все же автор выбрал самое меткое – “На дне”. Если предыдущие версии оттеняли тяжелое положение бедноты, то последнее название обладало многозначительностью. “На дне” можно воспринимать довольно широко – от жизненных реалий […]...
- Образ и характер сектанта Калинина (Горький А. М.) Другой герой – Алексей Калинин заинтересовал “проходящего” с первого взгляда – он увидел его впервые в церкви и был удивлен необычным поведением богомольца, в молитвах которого было “ясное отсутствие обычного – рабьего, пугливого отношения к своему богу”. Как личность он оказался значительнее Губина. Будучи лакеем у генерала, Калинин влюбился в его дочь, которая жестоко подшутила […]...
- Сочинение по картине Е. Сыромятниковой “Первые зрители” План: 1. Е. В. Сыромятникова – личность художника. 2. Сюжет и композиция картины. 3. Палитра художника. 4. Общее настроение картины. На всем, что сделал мастер мой, печать Любви земной и простоты смиренной. О да, не все умел он рисовать, Но то, что рисовал он, – совершенно. Н. С. Гумилев Е. В. Сыромятникова – личность многогранная, […]...
- М. Горький. Жизнь и творчество 1. Краткие биографические сведения о писателе. 2. Начало творческого пути. 3. Первые произведения. 4. Революционные события. 5. Влияние Первой мировой войны на творчество писателя. 6. Последний неоконченный роман М. Горького. Берегите себя прежде всего – для себя, тогда и людям много останется Л. Н. Толстой Новая эпоха истории литературы связана с именем великого русского писателя-публициста, […]...
- Образ и харатер Жизнь Матвея Кожемякина (Горький А. М.) Размеры статьи заставляют нас ограничиваться лишь одним примером, но примером чрезвычайно выразительным. Речь пойдет об одном из самых замечательных образов, созданных Горьким,- о Матвее Кожемякине. Историко-хронологический диапазон романа “Жизнь Матвея Кожемякина” чрезвычайно широк: от 60-х годов XIX века до эпохи первой русской революции. Необыкновенно богат историческим и житейски-бытовым содержанием и необыкновенно красочен этот роман. Артистизм […]...
- Осип герой рассказа Ледоход (Горький А. М.) И Силантьев и Татьяна, скитаясь по дорогам страны, как бы вырваны из обычных социальных условий жизни, из круга социальных взаимоотношений. Но что представляет собою человек из народа, находящийся в потоке обыденной жизни? И здесь прежде всего интересен образ плотника Осипа в рассказе “Ледоход”. Он возглавляет плотничью артель, занятую починкой ледореза. Осип, “чистенький и складный” мужичок, […]...
- Краткое изложение Горький М Максим Горький (при рождении Алексей Максимович Пешков; 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя – 18 июня 1936, Горки, Московская область, СССР) – русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа (“босяка”), автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам, находившийся в оппозиции […]...
- Критики о цикле По Руси (Горький А. М.) Критика отмечала, что в цикле “По Руси” органически слились особенности писателя – жизнеутверждающее настроение и социальный протест: “Радостным, утверждающим жизнь является его творчество, согретое беспокойным стремлением исправить, перестроить, переделать все окружающее”. Эмоционально выразила свои впечатления от чтения этих рассказов видная деятельница социалистического движения А. М. Коллонтай. Она писала Горькому в начале мая 1913 года, что […]...
- Рецензия на рассказ Пусть светит (Гайдар А. П.) Рассказ написан в 1933 году, ко дню пятнадцатилетия комсомола. Опубликован в журнале “Пионер” (1933, сентябрь, № 17-18 и октябрь, № 19). Отдельной книжкой рассказ вышел только после смерти писателя, в 1943 году, к 25-летию ВЛКСМ; второе издание-в 1946 году в серии “Книга за книгой”, и третье – в 1948 году, к 30-летию ВЛКСМ в серии […]...
- Сочиненин по картине Сыромятниковой Первые зрители По мнению многих критиков, эта картина художницы является обычной бытовой зарисовкой. На первый взгляд это может показаться именно так, вед на ней изображены мальчишки, которые с любопытством заглядывают в открытое окно, где находится мастерская у художника. Однако если остановить свое внимание на картине, можно заметить множество жанров, так, например, мы видим не только пейзаж, который […]...
- Смысл название пьесы “На дне” (Горький А. М.) Почему из названий заголовков “Без солнца”, “Дно”, “На дне жизни”, “Ночлежка” Горький выбрал название “На дне”? Название пьесы должно выражать ее суть. По-моему, заголовок “Ночлежка” – поверхностный, называет лишь место действия. Он не отражает бедственного, отчаянного положения персонажей пьесы. Название “Без солнца” – более глубокое, оно показывает, что в жизни обитателей ночлежки нет тепла, света […]...
- Образы босяков в произведениях Горького (Горький А. М.) В одной из ранних статей Горький сказал о себе, что “сызмальства склонен к “мудрости эллинской, филозофией зовомой, сиречь любомудрием”. Эта черта была в нем народной чертой и вместе с тем знамением эпохи. На пороге великих перемен мысль народная пульсировала особенно напряженно, страстно, порой следуя самыми причудливыми путями в поисках истины. И надо сказать, что для […]...
- Проходящий как герой цикла По Руси (Горький А. М.) “Проходящий” убеждается в том, что одаренность народа, его талантливость, мощная созидательная сила ярче всего проявляются в его труде. До великого труженика вырастает образ “маленького” человека, хлебопашца Василя (“Покойник”). Он один из тех, кто работает “больше сил своих”. Достоинство этого человека состоит в том, что непосильный труд не раздавил его, а привил ему чувство уверенности в […]...
- Рецензия на рассказ А. Геласимова “Нежный возраст” Я прочитал рассказ Геласимова “Нежный возраст”. Рассказ написан в форме дневниковых записей. Дневник ведет подросток. В начале он всех ненавидит, “Как меня все достали”. Действия рассказа происходят в 1995 году. Мальчик называет соседку старухой. Но это только в начале рассказа. В этом возрасте начинает меняться внутренний мир подростков, мировоззрение. У героя распадается семья, но в […]...
- Образ и характер Татьяны Власьевны в рассказе Женщина (Горький А. М.) Яркими гранями сверкнул характер простой русской женщины-рязанки Татьяны Власьевны (“Женщина”). В ней живет жажда человеческого счастья, которое она ищет, скитаясь по дорогам России. Душа ее раскрыта горю и радости, но видит она больше горя вокруг, и ей “всю-то жизнь жалко, всю наскрозь, всех людей”. Ищет она не просто достатка и покоя – замкнутая жизнь зажиточных […]...
- Образ Грохало и Семенова в автобиографической повести Хозяин (Горький А. М.) Одновременно с рассказами сборника “По Руси” Горький работал над автобиографической повестью “Хозяин”. Во время работы над этим замыслом Горький писал в одном из своих писем в 1912 г.: “Вы скажете – марксист! Да, но марксист не по Марксу, а потому, что так выдублена кожа. Меня марксизму обучали лучше и больше книг казанский булочник Семенов и […]...
- Какие нравственные вопросы решает М. Горький в рассказе “Старуха Изергиль”? (ЕГЭ по русскому) Романтическое произведение “Старуха Изергиль” относится к раннему творчеству Максима Горького. Написанный в 1894 году рассказ сложен по композиции и представляет собой поэтическое размышление автора о свободе и человечности. Повествование разделено на три части: воспоминания старухи о собственной долгой жизни и две легенды – о Ларре и Данко. Все эти истории объединяет общая идея, состоящая в […]...