Рассказ Весельчак (Горький А. М.)

В рассказе “Весельчак” символично передано ощущение того, что жизнь подошла к какому-то нереальному пределу, что ее застой, цепенящую сонливость, которую не пробуждает даже преступление, необходимо взорвать бурей, грозой, иначе жизнь, которая течет “как во сне”, погасит человеческие желания, мысли, стремления.

Характерно, что именно во второй части сборника появляется совершенно новый характер, новый герой – Сашка (“Легкий человек”)- рабочий-наборщик. Это еще не сложившийся характер, но всем складом своей натуры он противостоит

миру обывательской среды. Все перепутано в нем, но яркое ощущение радости жизни (а эта черта была важным моментом в горьковской концепции Человека с большой буквы), начало приобщения его к литературе, культуре, пробуждающееся общественное самосознание-все это были уже черты нового человека.

Интересно, что в первоначальном варианте рассказа говорилось о его хозяйском отношении ко всему, ни одно явление жизни не оставляло его равнодушным.

Все ему интересно, и, глядя на него, невольно думаешь: “Когда этот человек укрепится в жизни,- много внесет он в нее нового, красивого!”

1) -->

По свидетельству самого автора, “предполагалось после “Матери” написать “Сын”… “Лето”, “Мордовка”, “Романтик”, “Сашка” – можно считать набросками к “Сыну” и Знамя революции, поднятое Павлом Власовым, должно было быть подхвачено следующим поколением. Рассказ “Легкий человек”, включенный в сборник, таким образом, как бы приоткрывал историческую перспективу в повествовании о Руси.

Некоторые рассказы сборника приводят читателя к началу жизненного пути рассказчикам проходящего”, истокам формирования характера и мировосприятия главного героя рассказов (“Гривенник”, “Счастье”, “Герой”), и в связи с этим возникает тема книги, литературы. Книга имела огромное значение в жизни будущего “проходящего”, она раздвигала рамки жизни, вносила с собой тот мир, который был ему недоступен для непосредственного наблюдения, вносила в сознание новые понятия, порою противоречившие жизненным впечатлениям. “Книги говорит рассказчик,- дали мне спасительную силу верить в возможность каких-то иных отношений”, чем те, которые наблюдал мальчик (“Гривенник”). “Писатель в моем представлении – чародей, которому открыты все тайны жизни, все сердца. Хорошая книга, точно смычок великого артиста, касается моего сердца, и оно поет, стонет от гнева и скорби, радуется,-если этого хочет писатель” (“Герой”). Книга пробуждала юношеский романтизм, который может вызвать порою улыбку.

Так в рассказе “Счастье” герой вспоминает, как хотелось ему поцеловать упавшую в обморок девушку, но “сломив это желание, я стремглав бросился к реке за водою, ибо – по писанию – герои всегда, в подобных случаях, убегали за водой, если только на месте катастрофы не было ручья, заранее приготовленного догадливым автором романа”. В рассказе “Герой”; стремясь найти в жизни что-то “чистое, красивое: оно существует, как говорили книги лучших писателей мира”, юноша-рассказчик готов принять за героя мелкого человека, но это не беда.

Важно, что книга заставляла думать, зорче вглядываться в жизнь, сохранять веру в высокие гуманные идеалы, поддерживала тот юношеский романтизм, который не позволял слиться с обывательской средой, она давала импульс исканиям человека.

Любое художественное произведение всеми нитями связано с тем временем, в котором оно создается. Отзываясь на актуальную проблематику своего времени, произведение выполняет большую общественную функцию. Но художественное произведение и преодолевает в то же время узкие временные границы, неся в себе нечто общечеловеческое – оно обогащает читателя опытом историческим, нравственным, эстетическим.

В первом варианте цикл “По Руси” вышел в свет семьдесят лет тому назад. Но, читая это произведение, современный читатель невольно испытывает эмоциональную взволнованность, которая передается ему автором, человеком глубоко гуманным, ищущим и умным. Читатель словно принимает эстафету исканий такого жизненного поведения и пути, на котором он смог бы реализовать все богатство человеческой личности.

Источники:

    Горький А. М По Руси; Хозяин/Предисл. и прим. Е. А. Тенишевой.- М., Правда, 1986. – 480 с., ил.

    Аннотация:Рассказы, составившие цикл “По Руси”, занимают важное место в творчестве Горького. Русь лредстает перед читателем и в ее географическом размахе, и в разнообразии социальных категорий, и в разнообразии индивидуальных характеров.

    В книгу вошла также повесть “Хозяин”. В ее основе лежат конкретные факты, свидетелем которых был автор.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Рассказ Весельчак (Горький А. М.)