Рассказ Нилушка (Горький А. М.)



Не все рассказы книги “По Руси” содержали в себе народные типы; некоторые подходили к проблеме русского национального характера “с другого конца”: они опровергали ложные представления о нем. В рассказе “Нилушка” оспорено убеждение, что отличительными чертами русского народа являются безропотность, всепрощение, вселюбие и что полнее всего эти черты выразились в “праведниках” – блаженных. Полемическое острие рассказа нацелено, разумеется, не в блаженного Нилушку, а в таких, .ч как торговец и закладчик Вологонов, который

пытается научить Нилушку разным внушающим смирение словам.

Для Вологонова характерно такое рассуждение: “…безумные да блаженные любезны господу превыше умников…

Блаженные – во святых, а дерзновенные – где?” В рассказе “Па пароходе” опровергается представление о русском народе как о воплощении “карамазовского” начала. К 1913 году, когда был опубликован этот рассказ, относились и знаменитые статьи М. Горького “О “карамазовщине” и “Еще о “карамазовщине”, полемизировавшие с реакционными сторонами творчества Ф. М. Достоевского. В рассказе “На пароходе”

заключена такая же полемика, только ей придан сатирический оттенок. Наиболее интересен в этом ряду рассказ “Калинин”, в котором нарисована фигура бродяги, подобного многим героям раннего горьковского творчества.

В этом произведении наносится удар анархистским представлениям о русском пароде.

В этой связи стоит обратить внимание на следующее: хотя в книге “По Руси” М. Горький часто обращается к тому же “голодному году”, о котором шла речь и в его ранних рассказах,- в центре внимания писателя оказываются уже иные явления. Во многих рассказах 90-х годов на первом плане были образы босяков и других людей, в той или иной мере “выламывающихся” из обычной, “нормальной” жизни, а фигуры людей труда, в том числе согнанных голодом с родных мест крестьян, составляли лишь фон. Правда, этот фон был очень важен, очень активен и пронизан горячим авторским сочувствием, по все-таки это был фон. В написанной через полтора-два десятилетия книге “По Руси” мы видим иное: здесь на первом плане – “голодающие”, масса, люди труда, а босяки и бродяги – лишь детали фона.

Исключение составляет рассказ “Калинин”, но его герой дан в несколько ином освещении – более критическом, чем близкие ему персонажи раннего горьковского творчества. Те также (вопреки мнению многих критиков того периода) не выдавались М. Горьким за положительных героев – он всегда отрицательно относился к их анархическим стремлениям, к их индивидуализму. Однако, пройдя через революцию 1905-1907 годов, став марксистом и подняв свое творчество на высоту социалистического реализма, писатель отнесся к многим сторонам действительности гораздо более определенно и последовательно, чем прежде.

Источники:

    Горький А. М. По Руси; Дело Артамоновых./Вступит, статьяnи примеч. Б. Бялика; Худо ж. А. Таран и С. Герасимов.-М.: Худож. лит., 1982.-590с – (Б-ка классики. Сов. лит-ра)

    Аннотация:

    В том вошли цикл рассказов “По Руси” (1912-1917) и “Дело Артамоновых” (1925) – произведение, рассказывающее историю трек поколений семьи фабрикантов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Рассказ Нилушка (Горький А. М.)