Рассказ Н. Волнового «Солонский Овраг»
Современная ему жизнь властно вошла в произведения писателя. Правда, чистая и честная проговаривает искренне к читателю. Писатель будто выступает летописцем тогдашних событий.
Так в рассказе «Солонский Овраг» автор спокойно и объективно воссоздает картину противостояния двух вражеских сил на селе. Он будто идет по свежим следам трагических событий, а его герои борются со злом в реальных ситуациях, не выдуманных и не надуманных, а выхваченных непосредственно из жизни. Он не старается дать цельную, законченную картину, а ищет отдельные
Бурность, колоритность, кинематографическая фрагментарность, за которой в конечном результате вырисовывается в нашем воображении целостная картина… — именно так писатель вводит нас в новый мир событий. Все это автор сумел передать и отрывистостью фразы, и пунктирно начерченным сюжетом, и композиционной перестройкой — нанизыванием отдельных, разрозненных эпизодов и образов, рисуя их короткими, ассоциативными штрихами. «К слобожанским Мельничкам подошли могущественные леса Полтавщины и за три шага
Солонский Овраг: овраг и село. В селе пахнет дубовым молодняком…» Так развесисто начинает свою новеллу «Солонский Овраг» Н. Волновой. И такое лирическое начало напоминает чем-то нашу классическую литературу и прежде всего М. Коцюбинского. Но и здесь уже свой, собственный штришок — умение строить фразу без сказуемого. («В гущу дорожки по папоротнику..») Умение сразу вводить читателя в непривычную атмосферу, будить воображение, фиксировать внимание на важном:
«Солонский Овраг — естественная крепость». «Солонские острожники говорили: Есть Холодный Овраг, а это — Солонский Яр… Атож…А в Млинской волости жаловались: И сукины сыновья! Прохвосты! Чертового отца выдерешь их оттуда.
Чухали затылок, собирались на сходку. Размышляли. Еще чухали затылок».
И за этим коротким рассказом, за непринужденным будничным разговорром возникает правдивая картина жизни. Млинские крестьяне равнодушны ко всему, что происходит вокруг. Они не хотят выступить на борьбу с бандитами. «Может, пронесет. Лениво собираются на сходку, вдруг пройдет.
И ночью снова было ограбление. Ну и что? Не меня же. Высказали свое негодование, и все… и только Саша Гордиенко не сдержался».
В этом коротком рассказе — эпизод огромной трагедии в жизни человека, душевная драма мужчины. Мы предметно ощутили душевную боль, сожаление и страх этого крестьянина. И может потому, что «темная наша родина. Разбежалась по желтым кварталам чернозема и вскрикивает росой на окраинах своих золотых полей.
Блуждает она за ветряными мельницами и никак не найдет веселого пути», может, поэтому не смог смириться со всем, что творится в их селе и поднялся на неравный бой Савка, голова волостного совета. Он не хотел разделить судьбу покорных, равнодушных, и частично запуганных крестьян. Савка встал на борьбу с бандитами и гибнет.
И лишь его смерть всколыхнула село, пробудила от дремоты и равнодушия, сняла страх из их душ. Двумя последними предложениями писатель воссоздает это пробуждение. И ту силу, которая поднялась на борьбу с врагами: «…А глубокой ночью из слизанного пожаром края двинулись толпы людей к голохвастовцам.
Той же ночью огромное зарево пожара стояло над Солонским Оврагом». Здесь четко подчеркнут характер молодого головы Млинского волостного совета, который мужественно стоит на позициях борца за народную власть.