Рассказ Кладбище (Горький А. М.)
В рассказе “Кладбище” М. Горький вложил в уста персонажа одну из своих самых глубоких, самых “программных” мыслей: “Жизнь вся, насквозь – великое дело незаметно маленьких людей”. Само собой разумеется, что “маленькими” эти люди только кажутся – кажутся индивидуалистам, подобным Алексею Калинину или Губину (из одноименного рассказа), который может иногда “засветиться”, но сразу же и гаснет, не согрев никого: “Да, светится, по чаще всего – обманчивым светом гнилушки: присмотревшись к нему, понимаешь – с
О нем говорят: “Простой это был человек, незаметный в людях, как грач среди грачей, а был он не грач – белый голубь”. И была в этом добром и скромном человеке заключена могучая сопротивляемость всему злому и несправедливому.
Недаром его девизом стала услышанная однажды фраза (“хорошее слово не помрет, где ни скажи его – оно летит по всей земле, как ласточка”): “они
Источники:
- Горький А. М. По Руси; Дело Артамоновых./Вступит. статья и примеч. Б. Бялика; Худо ж. А. Таран и С. Герасимов.-М.: Худож. лит., 1982.-590с – (Б-ка классики. Сов. лит-ра)
Аннотация:
В том вошли цикл рассказов “По Руси” (1912-1917) и “Дело Артамоновых” (1925) – произведение, рассказывающее историю трек поколений семьи фабрикантов.
- Рассказ Страсти-мордасти (Горький А. М.) Особо надо сказать о самом, пожалуй, замечательном из всех произведений цикла “По Руси” – о гениальном рассказе “Страсти-мордасти”. Этот рассказ построен на трагическом контрасте между той страшной грязью жизни, которая царила в старом мире, и той чистотой, красотой и человечностью, которые иной раз неожиданно встречались там, где их, казалось бы, меньше всего можно было ждать,- […]...
- Рассказ Едут и Покойники (Горький А. М.) Необходимо подчеркнуть: рассказывая в книге “По Руси” о своей великой нации и рисуя “некоторые свойства русской психики и наиболее типичные настроения русских людей”, М. Горький неразрывно связывал национальный вопрос с социальным, а оба эти вопроса – с историческими традициями русского народа, прежде всего – с его революционными традициями. В этом отношении примечательны два заключительных рассказа […]...
- Рассказ Зрители (Горький А. М.) Для основного содержания книги “Ералаш” и другие рассказы” характерен рассказ “Зрители”, рассказ о том, как из-за каменного равнодушия обывателей погиб раненный лошадью маленький мальчик – сирота. Не так уж много требовалось усилий, чтобы спасти его, но это, как и все вообще, было безразлично “людям, для которых весь мир – только зрелище”. Даже ручей крови не […]...
- Рассказ Ералаш (Горький А. М.) Соединяя позднее книгу “По Руси” в одном цикле с книгой “Ералаш” и другие рассказы”, М. Горький, как уже сказано, исходил из автобиографического характера большинства вошедших в обе книги произведений. Но вторая книга отличалась от первой и по своему настрою, и по теме, и по главным героям. Разница настроя, эмоциональной окраски понятна: рассказы второй книги писались […]...
- Рассказ Нилушка (Горький А. М.) Не все рассказы книги “По Руси” содержали в себе народные типы; некоторые подходили к проблеме русского национального характера “с другого конца”: они опровергали ложные представления о нем. В рассказе “Нилушка” оспорено убеждение, что отличительными чертами русского народа являются безропотность, всепрощение, вселюбие и что полнее всего эти черты выразились в “праведниках” – блаженных. Полемическое острие рассказа […]...
- Рассказ Как сложили песню (Горький А. М.) В рассказе “Как сложили песню” показан самый процесс коллективного народного творчества. М. Горький, как мало кто из художников слова, умел воспроизводить словами индивидуальное и хоровое пение. Но в этом рассказе передано не просто исполнение песни, а ее рождение – в этом отношении горьковское произведение уникально. Очень интересен и рассказ “Легкий человек”, который рассматривался М. Горьким […]...
- Рассказ Женщина (Горький А. М.) Еще более сложная перекличка М. Горького с творчеством В. Г. Короленко заключена в рассказе “Женщина”. Эта перекличка имела свою предысторию. Когда в 1899 году в народническом журнале “Русское богатство” появился рассказ Короленко “Маруся” (позднее он получил название Шарусина заимка”), критики сразу же отметили, что автор затронул то самое явление, которое получило отражение во многих ранних […]...
- Рассказ Вечер у Шамова у Панашкина у Сухомяткина (Горький А. М.) Однако, как уже отмечено, в книге “Ералаш” и другие рассказы” внимание М. Горького было сосредоточено на других сторонах жизни. Рассказы “Вечер у Шамова”, “Вечер у Панашкина” и “Вечер у Сухомяткина” составляют как бы особый маленький цикл во всем большом цикле “По Руси”. Они дают три разных среза той буржуазно-мещанской среды, с которой М. Горький соприкасался […]...
- Рассказ Рождение человека (Горький А. М.) Когда М. Горький кончил читать свой новый, еще не опубликованный рассказ – несколько тысяч слушателей, заполнивших вечером 15 апреля 1912 года самый большой в Париже зал Ваграм, устроили ему овацию. Чем взволновало собравшихся, в большинстве – русских политических эмигрантов, произведение писателя-революционера? Оно не имело никакого отношения к теме вечера, посвященного столетию со дня рождения А. […]...
- Рассказ Вечер у Панашкина (Горький А. М.) Рассказ “Вечер у Панашкина” наиболее ярко раскрывает мысль об отупляющем, разрушающем влиянии российской действительности того времени на человека. Панашкин – умный, добрый человек, умеющий глубоко любить. Но жизнь не оставила ему ничего Дни надежд, ни желаний. Рассказчик не может принять этой пассивности, но не может и перечеркнуть человека, ибо в этом – не столько вина, […]...
- Рассказ Тимка (Горький А. М.) Тема толпы “зрителей” проходит и через другие рассказы. Это жители дома Хлебникова в рассказе “Тимка”; слушатели, которые “сидят, лежат и жадно, молча питаются странной чепухой Брундукова” в рассказе “Вечер у Панашкина”. Горький гневно обличает мещанство как антиобщественное явление не только непосредственно в мещанском сословии, но и в других слоях общества, какими бы формами внешней жизни […]...
- Цикл рассказов По Руси (Горький А. М.) “Рождение человека” открыло целый цикл произведений с общим названием “По Руси”. Необходима оговорка: надо различать цикл “По Руси”, какой мы читаем сегодня, и книгу “По Руси”, с какой имели дело дооктябрьские читатели. Первые одиннадцать рассказов цикла (от “Рождения человека” до “Покойника”) были опубликованы в журналах и газетах в 1912-1913 годы и вышли с указанным заглавием […]...
- Образ и характер Калинина в рассказе Калинин (Горький А. М.) Герой рассказа “Калинин” особенно близок к таким персонажам раннего горьковского творчества, как Шакро в “Моем спутнике” (обнищавший князек, проникнутый животным эгоизмом) и как Промтов в “Проходимце” (опустившийся на “дно” интеллигент, ставший воплощением цинизма). Образ Калинина, уверенного, что каждый должен жить “сам по себе”, презирая всех остальных (“позвольте мне наплевать на игру вашу, а жить я […]...
- Пейзаж и природа в цикле По Руси (Горький А. М.) Как существо социальное, человек может быть изломан ходом истории, укладом жизни. Но в то же время он – часть самой природы, яркой, животворящей и прекрасной. В рассказах “По Руси” природа является не просто фоном, “пейзажем”, она самостоятельный персонаж. Природа передана писателем в движении, яркости красок, величии простора, она – воплощение красоты, которая пробуждает в сердце […]...
- В чем своеобразие горьковского героя и традиции кого из предшественников продолжает Горький, создавая своих героев? по пьесе На дне (Горький А. М.) В данном произведении Горький описывает людей достигших самого низа, “люди дна”. Каждый из героев в прошлом имел свое положение в жизни, социальный статус, но по некоторым обстоятельствам этого лишился. Человек “на дне” есть у Гоголя Н. В. в произведении “Мертвые души”. Плюшкин – богатый помещик, который потерял все свое имение после смерти жены. Он ожесточился, […]...
- Сочинение по рассказу “Старуха Изергиль” (Горький А. М.) Как решается конфликт свободы и морали в рассказе. Какова позиция автора и как она выражена в рассказе “Старуха Изергиль” Для героев рассказа мораль не ограничивает их свободы. Ларра всегда получает все, чего хочет, не задавая себе вопрос: правильно это или неправильно? Он ставит себя выше людей, ведь он сын орла, а значит, ему все позволено. […]...
- Образ и характер Вялова в романе Дело Артамоновых (Горький А. М.) Фигура Тихона Вялова – крестьянина, потом землекопа, потом дворника Артамоновых – самая сложная в повести и (во всяком случае, до финала, когда многое проясняется) – фигура загадочная. М. Горького беспокоило, что критики, говоря о повести, “всегда забывают отметить фигуру Тихона Вялова, а она не зря воткнута в жизнь Артамоновых” что ни один из них “не […]...
- Критики о цикле По Руси (Горький А. М.) Критика отмечала, что в цикле “По Руси” органически слились особенности писателя – жизнеутверждающее настроение и социальный протест: “Радостным, утверждающим жизнь является его творчество, согретое беспокойным стремлением исправить, перестроить, переделать все окружающее”. Эмоционально выразила свои впечатления от чтения этих рассказов видная деятельница социалистического движения А. М. Коллонтай. Она писала Горькому в начале мая 1913 года, что […]...
- Рассказ как эпический жанр Рассказ – одна из малых жанровых форм эпоса. Это прозаическое произведение, в основу которого положен несложный сюжет. В рассказе речь может идти о каком-нибудь случае из жизни одного-двух героев. Главным звеном сюжета считается самый напряженный момент в развитии действия – кульминация. Кульминации обычно предшествуют несколько эпизодов, в которых действие нарастает. А начинается развитие действия с […]...
- Образ и характер сектанта Калинина (Горький А. М.) Другой герой – Алексей Калинин заинтересовал “проходящего” с первого взгляда – он увидел его впервые в церкви и был удивлен необычным поведением богомольца, в молитвах которого было “ясное отсутствие обычного – рабьего, пугливого отношения к своему богу”. Как личность он оказался значительнее Губина. Будучи лакеем у генерала, Калинин влюбился в его дочь, которая жестоко подшутила […]...
- Проходящий как герой цикла По Руси (Горький А. М.) “Проходящий” убеждается в том, что одаренность народа, его талантливость, мощная созидательная сила ярче всего проявляются в его труде. До великого труженика вырастает образ “маленького” человека, хлебопашца Василя (“Покойник”). Он один из тех, кто работает “больше сил своих”. Достоинство этого человека состоит в том, что непосильный труд не раздавил его, а привил ему чувство уверенности в […]...
- Образ характер Неудачник Губин (Горький А. М.) Философия другого обывателя, Ираклия Вырубова (“Кладбище”), еще примитивнее. Он вообще лишен чувства сострадания к людям, он воплощение самых низменных черт “рабьей” психологии, “зоологического, звериного эгоизма”. Несколькими штрихами Горький создает психологически и социально выразительный портрет этого человека:”… мне неотвязно воспоминался Ираклий Вырубов, в валяных туфлях на тяжелых лапах, толстогубый с жадным ртом и лживыми глазами”. Вся […]...
- Рецензия на рассказ Пусть светит (Гайдар А. П.) Рассказ написан в 1933 году, ко дню пятнадцатилетия комсомола. Опубликован в журнале “Пионер” (1933, сентябрь, № 17-18 и октябрь, № 19). Отдельной книжкой рассказ вышел только после смерти писателя, в 1943 году, к 25-летию ВЛКСМ; второе издание-в 1946 году в серии “Книга за книгой”, и третье – в 1948 году, к 30-летию ВЛКСМ в серии […]...
- Произведение Зритель (Горький А. М.) Наиболее впечатляюще эта тема звучит в рассказе “Зрители”. С большой художественной силой здесь воспроизведено целое общественное явление – “зоологически звериный эгоизм”, рожденный мещанской мелкособственнической средой. Жители Прядильной улицы могут собраться только в толпу, как “зрители”, но они совершенно лишены чувства коллектива, так как их мораль – мораль мещан, мелких собственников, признающих только свои собственные интересы. […]...
- Почему М. Горький отказался от первоначального варианта названия пьесы – “На дне жизни”? по пьесе На дне (Горький А. М.) Максиму Горькому пришлось раздумывать над заглавием для своей социальной пьесы. Изначально у него было несколько вариантов: “Ночлежка”, “Без солнца”, “Дно”, “На дне жизни” и все же автор выбрал самое меткое – “На дне”. Если предыдущие версии оттеняли тяжелое положение бедноты, то последнее название обладало многозначительностью. “На дне” можно воспринимать довольно широко – от жизненных реалий […]...
- Рецензия на рассказ А. Геласимова “Нежный возраст” Я прочитал рассказ Геласимова “Нежный возраст”. Рассказ написан в форме дневниковых записей. Дневник ведет подросток. В начале он всех ненавидит, “Как меня все достали”. Действия рассказа происходят в 1995 году. Мальчик называет соседку старухой. Но это только в начале рассказа. В этом возрасте начинает меняться внутренний мир подростков, мировоззрение. У героя распадается семья, но в […]...
- Сочинение на тему: краткое содержание “Смиренное кладбище” С. Каледина В повести С. Каледина “Смиренное кладбище” пьянь, жулье, полууголовщина собрались на кладбище, найдя свое призвание в работе могильщиков. От элегического, располагающего к философскому раздумью восприятия пушкинского “смиренного кладбища, где нынче крест и тень ветвей”, и воспоминания не осталось. Как и во всем мире, здесь, за оградой, бурлит жизнь. Здесь сконцентрировалось то, что в заоградной действительности […]...
- Анализ элегии “Сельское кладбище” Жуковского В. А Излюбленное время для раннего романтика – переход от дня к ночи, от сумерек к вечеру, от ночной тьмы к рассвету. В такие минуты человек ощущает, что еще не все завершено, что сам он меняется, что жизнь непредсказуема, полна тайны и что смерть, быть может, тоже лишь переход души в иное, неведомое состояние. Излюбленное место, где […]...
- Анализ повести С. Каледина “Смиренное кладбище” В повести С. Каледина “Смиренное кладбище” (1987) нарисованы сцены из жизни “бывших” людей, спившихся, потерявших человеческий облик, сменивших имена на клички. Их кладбищенский быт вызывает сострадание и отвращение. В последней главе ” Евгения Онегина ” Татьяна прощается со своим героем: …Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад […]...
- Рецензия на рассказ А. П. Чехова “Тоска” Ознакомившись с рассказом А. П. Чехова “Тоска”, я увидел проблему одиночества, отсутствие взаимопонимания между людьми. В этом произведении мы чувствуем любовь Чехова к рядовым труженикам, подобным Иону Потапову. Рассказы Чехова одновременно ни о чем и обо всем. За мелочами обыденной жизни скрываются глубокие мысли автора. Так и в произведении “Тоска”. Чехов повествует нам о трудовом […]...
- Сравнение двух переводов элегии “Сельское кладбище” Когда я прочитала два перевода Жуковского элегии “Сельское кладбище”, я поняла, насколько разным может быть ощущение от разных стилей изложения. Свой первый перевод он написал когда ему было 20 лет, и он читается легко, но при этом заставляет задуматься о теме, которая затронута в Элегии. Вторый перевод был написан, когда Жуковскому было более 50 лет, […]...
- Осип герой рассказа Ледоход (Горький А. М.) И Силантьев и Татьяна, скитаясь по дорогам страны, как бы вырваны из обычных социальных условий жизни, из круга социальных взаимоотношений. Но что представляет собою человек из народа, находящийся в потоке обыденной жизни? И здесь прежде всего интересен образ плотника Осипа в рассказе “Ледоход”. Он возглавляет плотничью артель, занятую починкой ледореза. Осип, “чистенький и складный” мужичок, […]...
- Отзыв на рассказ Леонида Андреева “Кусака” Леонид Андреев – замечательный писатель, автор многих рассказов, близких детям по теме. Например: “Петька на даче”, “Гостинец”, “Кусака” и другие. Одна из черт характера, которой должен обладать добрый человек, по мнению Л. Андреева, — бережное отношение к животным. Андреев подчеркивает искренность в общении с ними детей, в отличие от равнодушия взрослых. Проблему отношений между людьми […]...
- Произведение Ералаш (Горький А. М.) Другой рассказ “Ералаш”. В селе праздник. Он развертывается на фоне буйного пробуждения весны. Половодье весны захлестнуло и людей, пробудив в них обостренную жажду счастья, любви, широкого раздолья. Красива яркой “земной” красотой Марья, “синеокая вдова”. В ней сильно чувство любви, без всяких оглядок, без рамок национальной и религиозной разобщенности. Весь свой душевный порыв вкладывает она в […]...
- Рассматривая картину В. Перова “На сельском кладбище”, я думаю о герое Тургенева Базарове и о его смерти Жаль погибшей, напрасно потраченной силы… И. С. Тургенев В 1874 году Василий Григорьевич Перов написал картину “На сельском кладбище”. Тот, кто читал роман Тургенева “Отцы и дети”, узнают в ней трагическую сцену финала романа: “Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Железная ограда окружает могилу; две молодые елки посажены по обеим ее […]...
- Сочинение на тему: Максим Горький Горький – писатель далеко не столь однозначный, каким его представляли долгое время историки литературы. На всех этапах творческого пути в нем совмещались, то противоборствуя, то образуя единство, две тенденции – человеколюбие и открытая идеологичность. Преобладание конкретно-социального, ориентированного на пролетариат взгляда в определенный (после революции 1905 г.) отрезок времени было распространено на все творчество, и Горький […]...
- Максим Горький “Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”,- так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений. В рассказе “Старуха Изергиль” отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическую линию (рассказы “Макар Чудра” и “Челкаш”), в […]...
- Рецензия на рассказ А. Чехова “Тоска” Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером “малой” формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: “писать талантливо, то есть коротко” и “краткость – сестра таланта”. За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за […]...
- Анализ эпизода “Пожар” по повести Детство (Горький А. М.) Эпизод “Пожар” является одним из главных эпизодов в рассказе. Он играет большую роль в развитии сюжета и композиции. В этом эпизоде главным героем является бабушка Акулина Ивановна. Второстепенными героями являются Алеша и дед. Акулина Ивановна во время пожара не растерялась и оперативно предприняла меры для сохранения имущества и животного хозяйство: “Евгения снимай иконы! Наталья, одевай […]...
- Образ и харатер Жизнь Матвея Кожемякина (Горький А. М.) Размеры статьи заставляют нас ограничиваться лишь одним примером, но примером чрезвычайно выразительным. Речь пойдет об одном из самых замечательных образов, созданных Горьким,- о Матвее Кожемякине. Историко-хронологический диапазон романа “Жизнь Матвея Кожемякина” чрезвычайно широк: от 60-х годов XIX века до эпохи первой русской революции. Необыкновенно богат историческим и житейски-бытовым содержанием и необыкновенно красочен этот роман. Артистизм […]...