Раскройте художественные особенности духовной поэзии Пуш­кина

Раскройте художественные особенности духовной поэзии А. С. Пуш­кина.

Приступая к рассмотрению заявленной проблемы, подчеркните, что в православии А. С. Пушкин ищет духовную опору, высшую свобо­ду. К Всевышнему поэт обращается через молитву, желая укрепить свои нравственные силы, обуздать греховные страсти, найти пути покаяния и просветления. Будучи частью христианского мира, земным человеком, герой А. С. Пушкина одержим страстями, пороками, жаждой славы.

Вме­сте с тем он жаждет искупления, обретая с ним дар мудрости.

Укажите многочисленные

примеры духовной поэзии А. С. Пушкина. Это стихотворения “Вечерня отошла давно…” (1821), “Люблю ваш су­мрак неизвестный…” (1822), “Ангел” (“В дверях эдема…”) (1827), “Эпи­тафия сыну декабриста С. Волконского” (1827), “Воспоминание” (1828), “Монастырь на Казбеке” (1829), “Еще одной высокой важной песни…” (1829), “Стансы митр. Филарету” (1830), “Заклинание” (1830), “Для бере­гов отчизны дальней…” (1830), “Юдифь” (1832), “Напрасно я бегу к сион­ским высотам…” (1833), “Странник (из Буньяна)” (1834), “Когда великое свершилось торжество…” (1836), “Молитва”
(“Отцы-пустынники и жены непорочны…”) (1836) и др.

Выражая читательскую точку зрения, уточните, что существуют раз­нообразные мнения исследователей относительно религиозности автора “Евгения Онегина”. Можно спорить и об “уроках атеизма”, которые брал поэт у Гете и Шекспира, и о христианской святости его произведений. Но одно бесспорно – то, что А. С. Пушкин является автором “Пророка” и “Подражания Корану”, а, следовательно, его лирический гений не мо­жет рассматриваться вне духовной поэтической линии. В стихотворениях “Демон” и “Свободы сеятель пустынный…” отразился внутренний кри­зис мировоззрения поэта, ощутившего трагизм безверия.

Пушкин изучал жития святых, Библию, а Евангелие считал исполненным божественного красноречия.

Аргументируя свой ответ, укажите, что стихотворение “Подражания Корану” (1824), состоящее из девяти отдельных глав, А. С. Пушкин посвя­тил Прасковье Александровне Осиповой. Написанное во время Михай­ловской ссылки, произведение “И путник усталый на бога роптал…” (IX часть) представляет собой свободное развитие нескольких строк второй суры Корана: “Или как тот, кто проходил мимо селения, а оно было раз­рушено до основания. Он сказал: “Как оживит это Аллах, после того как оно умерло?” И умертвил его Аллах на сто лет, потом воскресил.

Он ска­зал: “Сколько ты пробыл?” Тот сказал: “Пробыл я день или часть дня”. Он сказал: “Нет, ты пробыл сто лет! И посмотри на твою пищу и питье, оно не испортилось.

И посмотри на своего осла – для того, чтобы Нам сделать тебя знамением для людей, – посмотри на кости, как Мы их поднимаем, а потом одеваем мясом”. И когда стало ему ясно, он сказал: “Я знаю, что Аллах мощен над всякой вещью!”

А в описании воскрешения поэт использует 37-ю главу библейской книги пророка Иезекииля, подчеркивая тем самым известное духовное родство двух священных книг:

И чудо в пустыне тогда совершилось:

Минувшее в новой красе оживилось;

Вновь зыблется пальма тенистой главой;

Вновь кладязь наполнен прохладой и мглой.

И ветхие кости ослицы встают,

И телом оделись, и рев издают;

И чувствует путник и силу, и радость;

В крови заиграла воскресшая младость;

Святые восторги наполнили грудь:

И с Богом он дале пускается в путь.

Так чудо возрожденья объединяет все живое в согласный гармониче­ский мир.

Подчеркните, что “Пророк” (1826), бесспорно, является шедевром религиозной лирики А. С. Пушкина. В нем нашла отражение вера поэ­та в свое высокое предназначение: исполнившись Божественной волей, “глаголом жечь сердца людей”. Превращение простого человека в проро­ка становится метафорой духовного преображения.

Призыв к очищению, обретению гармонии мира является творческим заветом создателя стихо­творения.

Отметьте, что духовно-религиозные настроения нашли отражение в зрелом творчестве поэта. Стихотворение “Отцы пустынники и жены непорочны…” (1836) является лирическим переложением молитвы Е. Си­рина, которую принято читать в дни Великого поста:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.

Рассмотрите, как через таинство Великого поста страждущий может приобщиться к святости Христа, к Его мукам. Дух смирения, терпения и всемирной любви помогает обрести прощение, раскаяться в личных гре­хах и помолиться за спасение своих ближних. Так начинается путь к Вели­кому Воскресению Христову – Пасхе.

Обобщая сказанное, укажите, что неоспорима связь нравственного сознания поэта с христианской идеей соборности. В стихотворении “Два отрывка” выражено чувство религиозного гуманизма Пушкина:

По воле Бога самого Самостоянье человека,

Залог величия его…

Животворящая святыня!

Земля была без них мертва,

Без них наш тесный мир – пустыня,

Душа – алтарь без божества.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Раскройте художественные особенности духовной поэзии Пуш­кина