Раскройте сущность конфликта между энтузиастами и филистерами в произведении Э. Т. А. Гофмана “Крошечка Цахес на прозвище Циннобер”
Дисгармония мира находит в творчестве Гофмана свое отображение: во всех его произведениях переплетаются, сталкиваются разнообразнейшие контрастные образы. Одно из любимых противопоставлений, которое каждого раза повторяется, – это энтузиаст и обыватель, филистер. Энтузиаст – определение, которое принадлежит Гофману, но сам образ имеет традицию в романтизме, которая и была им воспринята.
Эстетичное восприятие романтики провозглашали неизменяемым и вечным олицетворением всего величественного и прекрасного в жизни, высшим критерием
В повести “Крошка Цахес…” героем-энтузиастом является студент Бальтазар. Он воплощает творческое начало и противостоит не только Цинноберу, а и профессору Мошу Терпину. В отличие от других студентов, которые носили “длинные, широченные штаны… короткие детские каптанчики” и имели чудный вид, Бальтазар
Этот романтик интересуется “высокими истинами мира”, а потому замечает, что “странный дух… таинственными словами разговаривает с кустами, с деревьями, с волнами лесного ручейка”.
Жизнь западноевропейских стран все больше входила в буржуазную колею. Все меньше оставалось надежды на возможность новых изменений, которые бы принесли более гуманное устройство мира. Именно в настоящее время усиливаются трагические ноты в творчестве всех романтиков. Всю свою ненависть к царству золота, к аристократии, которая выродилась, к тем, кто ей рабски прислуживает, Гофман высказал в сказке “Крошечка Цахес…” Ирония и гротеск, которыми так охотно пользовались романтики, сконцентрированы здесь до степени едкой сатиры.
Скудоумный безобразный Цахес, благодаря трем магическим волоскам, может приписать себе все лучшее, что создается и делается другими. Так возникает образ выскочки-авантюриста, который неизвестно как занимает чужое место и присваивает власть. Сияние его краденной славы, неправедное богатство заслепляют титулованных и нетитулованных обывателей.
Цахес становится предметом исторического поклонения.
Только юноше Бальтазару, бескорыстному поэту и энтузиасту, открывается вся низость Цахеса и все безумие окружающих. Однако под действием волшебной силы Циннобера люди перестают понимать настоящий смысл того, что происходит: они считают, что Бальтазар – безумец, и ему угрожает расправа. Только вмешательство мага и чародея Проспера Альпануса разрушают чары, спасают юношу и возвращают ему любимую Кандиду.
Но счастливый конец сказки звучит очень иронически: благополучие Бальтазара весьма похоже на удовлетворение филистера. Юноша находит свое счастье с жизнерадостной домовитой Кандидой. И наибольшее чудо, которым может наградить молодожена волшебник,- горшки, в которых не подгорает и не перекипает пища.
Бальтазар и его любимая остаются в мире безобразном и нехорошем.
Вывод. Противопоставляя обывателей энтузиасту, Гофман постоянно подчеркивает бескорыстие последнего в противоположность стремлениям филистеров все подчинить своим примитивным нуждам, на все смотреть с точки зрения практической пользы. Расчет, который властвует в филистерской среде, влияет и на фантазию, и на любовь – на тот идеальный мир человека, который романтики противопоставляют действительности.
Опорные слова: романтическая традиция, “энтузиаст”, эстетичное восприятие мира, филистер, филистерское общество, примитивные нужды, идеальный мир человека.