Расцвет искусства (Литература XVII-XVIII веков)
Последняя треть XVIII века – время значительного расцвета русского искусства. Это объясняется в основном тем, что в искусство (главным образом в живопись) приходят представители народных масс и близких им общественных слоев, одаренные большими творческими силами и талантливостью. Преподавателями в Академии художеств становятся русские художники.
Усиливается интерес к народному творчеству.
Все виды искусства – архитектура, живопись и скульптура – выдвигают замечательных русских мастеров.
В области архитектуры появились
В живописи знаменитыми мастерами были Левицкий и Боровиковский. Они стремились к верности и правдивости в изображении человека, в передаче своеобразия изображаемого ими лица.
В скульптуре
Обращение к народно-песенному творчеству, наблюдающееся особенно широко в конце XVIII века, очень обогащает музыку русских композиторов последней трети века: Фомина, Бортнянского и других. В 90-х годах особенной известностью пользуются романсы и песни.
В театре широкое распространение получает комическая опера на бытовые сюжеты из русской жизни.
- Развитие искусства (Литература XVII-XVIII веков) В 50-х годах русское искусство достигает большого расцвета. На первом месте в это время стоит архитектура, виднейшим представителем которой является Растрелли, сын выдающегося скульптора предшествующей эпохи. Растрелли-сын построил много зданий не только в Петербурге (например, Зимний дворец), но и в Москве, Киеве и других городах России. Его здания отличаются стройностью и красотой, обилием и разнообразием […]...
- Искусство XIII – XVII ( 13 – 17 ) веках (Литература XVII-XVIII веков) В XIII и XIV веках наиболее передовым было новгородское искусство. Новгород меньше всего пострадал от татаро-монгольского ига, сохранил старые основы народной вековой культуры и свои связи с Западной Европой. Поэтому именно в Новгороде создаются в этот период замечательные произведения архитектуры и живописи. Церкви, построенные в Новгороде в XIV веке, снаружи отличались простотой, почти квадратной формой, […]...
- Театр во второй трети XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков) Вплоть до середины XVIII века (до 1756 г.) театральные представления продолжались лишь в школах, преимущественно духовных. Начиная с 30-х годов возобновляется придворный театр. Он обслуживается преимущественно иностранными труппами (итальянскими, немецкими, французскими). На русском языке пьесы в 30-40-х годах ставились в школьных театрах. С конца 40-х годов интерес к театру пробуждается и в широких городских демократических […]...
- Культура и просвещение в XVII ( 17 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) Борьба с польско-шведской интервенцией в начале XVII века и события последующих десятилетии показывали правительству и обществу острую необходимость развития культуры и просвещения чтобы успешно укреплять экономику страны, реорганизовать военные силы, государственные учреждения. Нужда в специалистах, в образованных людях ощущалась все сильнее. Для того чтобы поднять образование в стране, необходимо было организовать школьное дело. В дополнение […]...
- Просвещение и культура последней трети XVIII века (Литература XVII-XVIII веков) Обострение классовых противоречий, нарастание крестьянского Движения содействуют развитию передовой общественной мысли и ведут к более четкому размежеванию культуры на два лагеря: прогрессивный и реакционный. Растет и крепнет литература передового дворянства и демократических слоев общества, резко обличающая чиновников-взяточников, вельмож, занимающих высокое положение не по заслугам, и жестоких помещиков. Успешно развивается наука. Основанный в 1755 году Московский […]...
- Русское государство в XVII ( 17 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) В жизни Русского государства XVII век был бурной эпохой, временем больших общественных потрясений, периодом борьбы старины с новым в культуре и литературе. Постепенно нараставшее массовое движение против все усиливающегося гнета крепостничества привело в начале XVII века к крестьянской войне, наивысшей точкой развития которой явилось восстание Ивана Болотникова (1606-1607) Эта крестьянская война совпала хронологически с польско-шведским […]...
- Искусство начала XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков) В искусстве в ту пору наблюдается тот же процесс дальнейшего отхода от пронизанной церковностью старины, что и в области просвещения и культуры. В архитектуре этот процесс нагляднее всего проявляется в строительстве новой столицы государства – Петербурга. Петербург строится по строго определенному плану в чисто светском стиле. В живописи ведущая роль принадлежит портрету. Портретная живопись, в […]...
- Общая характеристика литературного процесса в XVII ( 17 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) Литература развивается в тесной зависимости от общественной жизни страны. Естественно что те события, которые произошли на Руси в XVII веке, отразились и в литературе. Русская литература становится более светской, и народное творчество начинает оказывать более сильное воздействие на книжную литературу, особенно на ее язык. С середины XVII века появляется большее, чем раньше, количество произведений, авторы […]...
- Русское государство и XVI ( 18 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) В XV-XVI исках наибольшее значение приобретает московская литература. Это объясняется тем, что Москва в это время стала политическим центром Русского государства. При князе Василии III (в XVI в.) к Москве были присоединены последние удельные княжества. Этим было завершено объединение русских земель под властью московского князя. Но, потеряв политическую власть над своими уделами (княжествами), бывшие князья […]...
- Стихотворство и драматургия XVII ( 17 ) века (Литература XVII-XVIII веков) В начале XVII века возникает и в последней трети его получает широкое распространение стихотворство. Стихи тогда создавались по так называемой силлабической (слоговой) системе стихосложения (от греческого слова силлабе – слог). Силлабическое стихосложение имело три основных признака: в стихотворной строке соблюдается одинаковое число слогов (обычно 13 или 11, хотя могло быть и меньше – 7 и […]...
- Условия развития русской культуры во второй трети XVIII ( 18 )века (Литература XVII-XVIII веков) Невежественные иностранцы, прикрывшиеся званием ученых, пробравшиеся благодаря покровительству влиятельных сановников в Академию Наук ожесточенная борьба духовенства с наукой – все это тормозило развитие русской национальной культуры. Положение изменилось в начале 40-х годов, когда в Академию наук приходит Ломоносов. Убежденный сторонник реформ, горячий патриот, Ломоносов вступает в упорную борьбу с засевшими в Академии наук невеждами-иностранцами. В […]...
- Литература начала XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков) Литература этого времени еще носит на себе отпечаток страны: литературные произведения существуют и распространяются не в печатном, а в рукописном виде, как это было и раньше; их авторы большей частью остаются неизвестными, так как не подписывают под ними своего имени; жанры наследуются в основном от XVII века; это бытовые повести, драма, виршевая поэзия. Но в […]...
- Язык (Литература XVII-XVIII веков) Литературный язык XVII века, особенно последней трети его, отличается большой пестротой, отражая в своем словаре и синтаксисе те сдвиги, которые происходили в то время в общественной и культурной жизни. Церковная литература (проповеди, жития и др.) в своей массе по-прежнему пользуется славянским языком. Много славянских слов встречается в силлабической поэзии и в пьесах. Авторы же светских […]...
- История Литературы 18 века в восприятии современного читателя (Литература XVII-XVIII веков) Из древней литературы, произведения 18 века унаследовали лучшие темы и направления. Такие как патриотизм, социальная тематика и гуманизм. Новым образом являлись социальные отношения и взгляд со стороны. Такая литература возвышала жизнь обычного рядового человека. Писатели 18 века стремились показать человека, как личность, не зависимо от его сословной принадлежности. Наряду со всем этим, произведения 18 века […]...
- Литература рубежа XVII-XVIII веков Рубеж веков ознаменован переходом от зрелых форм барокко и классицизма к литературе рококо и Просвещения. Просвещение в литературе было подготовлено писателями конца XVII – начала XVIII века. Наиболее значительным предвестником нового движения общественной мысли был Пьер Бейль (Bayle, 1647-1706). Этот известный ученый вынужден был покинуть родину из-за преследований со стороны церкви. В Голландии он написал […]...
- Итоги развития древнерусской литературы (Литература XVII-XVIII веков) 1. Русская литература, обслуживая в основном интересы господствующего класса древней Руси, в своих лучших произведениях отразила общественно-политическую жизнь русского народа и общенародные интересы. Богатое устное народное творчество содействовало развитию литературы своими темами, идеями, художественными приемами, прививая ей черты своеобразия, народности и самобытности. 2. Развитие древнерусской литературы шло в тесной связи с жизнью, с русской исторической […]...
- Газета и публицистика (Литература XVII-XVIII веков) Петр и его сподвижники всячески стремились разъяснить общий смысл реформ и необходимость развития культуры. Этой цели служили и книги научного характера, особенно учебники, публицистические сочинения и документы (указы, манифесты, уставы) С этой же целью в 1703 году была выпущена впервые в России газета “Ведомости”. Хотя газета была маленькая, статей в ней не было, а помещались […]...
- Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове (Литература XVII-XVIII веков) Эта повесть относится к числу тех сатирических произведений, которые были направлены против несправедливого суда, находившегося в руках господствующего класса. В повести высмеивается боярский суд. В суде разбирается дело о насильственном захвате чужой земли, что было обычным явлением в начале XVII века. Действующими лицами в повести являются рыбы – представители различных социальных слоев и административных должностей. […]...
- Жанр и содержание повести о нашествии Батыя на Рязань (Литература XVII-XVIII веков) Повесть о нашествии Батыя относится к жанру воинских повестей. Ее основная тема – борьба русских людей с врагами, напавшими на их родину. После “Слова о полку Игореве” – это лучшая воинская повесть древней Руси: в пей с большой силой подчеркнуто стремление русских защищать родную землю, не щадя жизни. Повесть призывает к борьбе с врагами, восхваляет […]...
- Русь в XIII – XV ( 13 – 15) веках (Литература XVII-XVIII веков) В XIII веке центр политической жизни Руси перемещается на северо-восток где на первое место выдвигается Владимиро-Суздальское княжество. И здесь шла борьба между отдельными князьями. А между тем на Русь надвигалось такое бедствие, перед которым особенно необходима была тесная сплоченность. В 1223 году в южных степях появился новый сильный враг – татаро-монголы. Битва с ними на […]...
- Творчество закрепощенного крестьянства (Литература XVII-XVIII веков) Подлинное отношение крепостного крестьянства к своей жизни и к помещикам выражала литература, созданная самим крестьянством. К сожалению, таких произведений до нас дошло немного. Массовая неграмотность тогдашнего крестьянства, невозможность для крестьянских писателей печататься в типографиях, принадлежавших господствующему классу, преследования их произведений дворянами и властью объясняют причину этого. Но те произведения, которые сохранились, живо и правдиво рисуют […]...
- Повесть о нашествии Батыя на Рязань (Литература XVII-XVIII веков) Литература этого периода живо откликается на все значительные события на Руси. Ведущее место в художественной литературе занимают повести, посвященные борьбе русского народа с татаро-монголами. Из этих повестей самой замечательной в литературе XIII века является та, в которой говорится о нашествии хана Батыя на Рязанскую землю в 1237 году. Повесть о нашествии Батыя на Рязань Литература […]...
- Японская литература часть 2 (Литература XVII-XVIII веков) Горожанин эпохи Сайкаку в своем стремлении к личной свободе естественно становился противником тех феодальных законов, которые его ограничивали. Вместе с тем в своей семейной жизни он желал сохранить безграничную власть над младшими членами семьи, неограниченное право распоряжаться имуществом. И вот оказывалось, что средневековые нормы и обычаи помогали ему сохранять и укреплять свое главенство. Прелюбодеяние каралось […]...
- Японская литература (Литература XVII-XVIII веков) В истории всемирной литературы важную роль сыграли писатели, жившие на рубеже нового времени в быстро развивавшихся городах. Внутри феодального общества рождались новые классы, шла борьба за свободу общения и обмена, а это вело и к обмену духовными ценностями. Росло стремление учиться у тех современников, которые успели дальше шагнуть по пути развития новой культуры. “Плоды духовной […]...
- Сатирическая журналистика (Литература XVII-XVIII веков) С начала 70-х годов (особенно в период между 1769- 1774 гг. ) начинает выходить несколько сатирических журналов. В них находит яркое отражение все усиливающаяся классовая борьба, растущее в широких слоях общества отрицательное отношение к существующим порядкам. Правительство старалось использовать сатирические журналы в своих интересах. Журнал, издававшийся правительством (в нем писала и сама Екатерина II), и […]...
- Композиция и художественные особенности повести о нашествии Батыя на Рязань (Литература XVII-XVIII веков) Повесть состоит из четырех рассказов: 1) о приходе Батыя к границе Рязанского княжества и посольстве к нему князя Федора; 2) о битве рязанцев с Батыем; 3) о Евпатий Коловрате; 4) о возвращении князя Ингваря Ингваревича из Чернигова в Рязань, о похоронах убитых и о восстановлении им Рязанской земли. События излагаются во временной последовательности, прерываясь лишь […]...
- Словарь имен династии и сроки правления (Литература XVII-XVIII веков) Амитаба – один из будд; в дальневосточной версии буддизма – владыка “чистой земли Запада”, то есть рая. Ананда – ближайший ученик будды Шакьямуни; запомнив все проповеди учителя, он впоследствии записал их в виде сутр. Ань Ци-шэн (III в. до н. э.) – даос, занимавшийся торговлей снадобьями и пользовавшийся славой кудесника, у которого Цинь Ши-хуан пытался […]...
- Династии и срок правления встречающиеся Нефритовом павильоне (Литература XVII-XVIII веков) Су Ши (1036-1101), он же Су Цзы-чжань и Су Дун-по – разносторонне одаренный литератор и государственный деятель, одна из самых ярких фигур эпохи Сун. Сунь Бинь – полководец эпохи “Воюющих царств”, потомок Сунь У. “Бинь” – прозвище, означающее “безногий”, так как обе ноги у него были отрублены в результате козней завистника. Сунь Мин-фу (Сунь Фу, […]...
- Живопись, архитектура, скульптура в XVIII веке в России Живопись, архитектура, скульптура Основные тенденции искусства в это время – переход от барокко (середина XVIII в.) к классицизму (вторая половина века), победа светского искусства, создание государственных учреждений искусства (Академии художеств в 1757 г., Эрмитажа в 1764 г.). Изобразительное искусство. При Петре I в России появляется гравюра, одним из ярчайших представителей которой был А. Ф. Зубов. […]...
- Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века. Шемякин суд. Обоз. О покорении Сибири Ермаком. (Литература XVII-XVIII веков) В произведениях “Шемякин суд”, “Обоз”, “О покорение Сибири Ермаком”более точно выражен характер и темперамент людей тех времен. В произведении “Шемякин суд” рассказывается о несправедливом суде. О судье, который готов даже виноватого в очень страшном деле оправдать за определенную плату. О том, как люди могут сделать проблему из обычной случайности или о том, как человек может […]...
- РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА В русской литературе XVIII век – это время интенсивного развития на основе освоения достижений западноевропейской культуры – прежде всего классицизма. Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – литературное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в. и пришедшее в Россию после реформ Петра I в середине XVIII века. Оно обратилось к античному […]...
- Культура древней Руси (Литература XI-XII веков) На основе культурного наследия, полученного от наших далеких предков, трудолюбивым и талантливым русским народом в течение ряда веков была создана своеобразная, богатая культура. Эта культура уже в X-XI веках выдвинула древнюю Русь на одно из передовых мест среди народов тогдашнего мира. В это время Русь знала многие ремесла: кузнечное, литейное, гончарное, косторезное, ювелирное и другие. […]...
- История открытия “Слово о полку Игореве” (Литература XI-XII веков) История открытия “Слова” Вершиной поэтического искусства древней Руси является “Слово о полку Игореве”. По выражению Белинского, “Слово” – прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения”. “Слово” написано в конце XII века, но стало известно нам лишь спустя 600 лет, в самом конце XVIII века. История его открытия такова. В начале 90-х […]...
- ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА Проходят годы и века, меняются люди и страны, исчезают одни и рождаются другие цивилизации. Мы вошли в стремительный XXI век, который удивляет техническими изобретениями и научными открытиями. Однако как бы не менялся мир, великим духовным достоянием человечества всегда остается искусство, не подвластное времени. Материальные вещи (дома, автомобили, одежда, обувь и др.) быстро “стареют” и уходят, […]...
- Литература, печать, музыка, театр в XVIII веке в России Литература, печать, музыка, театр Можно выделить следующие характеристики. Литература. Главные тенденции в литературе в этот период – господство классицизма (гражданственность, прославление государства, пышность, подражание античным образцам), который к концу века сменяется сентиментализмом и отчасти реализмом; возникновение нового литературного русского языка; преобладание новых жанров (ода, басня, трагедия, комедия, роман). Литераторы XVIII в.: А. Д. Кантемир, М. […]...
- Живопись и архитектура в XVII веке в России Живопись и архитектура Для архитектуры характерно “обмирщение” (первая треть XVII в. – возрождение после Смуты, в 1640-1660-е гг. зарождаются, а во второй половине XVII в. распространяются новые тенденции – обращение к народным традициям, декоративность, светскость, стремление к практичности и конструктивности): конец XVII в. – появление стиля нарышкинского, или московского, барокко под западноевропейским влиянием (симметричность, многоярусность, […]...
- Литература и Русь XI – XII веков (Литература XI-XII веков) Литература XI – XII веков Из истории человеческого общества мы узнаем, что поэзия появляется у народов уже в глубокой древности. Однако до возникновения письменности она рождается и бытует лишь в форме устнопоэтических произведений. Так было и в нашей стране. В течение многих веков на Руси существовала лишь устная народная поэзия. Русская письменная литература возникла значительно […]...
- Что такое русская летопись и ее особенности (Литература XI-XII веков) “Повесть временных лет” написана в период, когда один общественный уклад сменялся другим: уходящий патриархально-общинный новым, феодальным. С этим связаны два исторических сознания – эпическое и летописное. “Повесть временных лет” создана как произведение письменности, но, по существу, отражает устное народное творчество. На основе устной традиции своего времени “Повесть временных лет” создает письменный литературный язык, письменную историю […]...
- Первое произведение по истории древней Руси (Литература XI-XII веков) “Начальная русская летопись” (Летописи называют жителей Древней Руси русскими, но надо помнить, что эти “русские” или “русичи” IX-XIII веков были общими предками украинцев, великорусов и белорусов. Киевская Русь, охватившая пространство от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге, от Карпат на западе до Волги на востоке, была общей прародиной трех братских народов.) – […]...
- Художественная литература как искусство слова. Виды искусства Цель: определить роль художественной литературы как искусства слова; вида искусства; уметь отличать художественное творчество от других видов деятельности человека; развивать культуру связной речи, логическое мышление, внимание, память; обогащать словарный запас учеников; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать у учеников чувства уважения, почета к разным видам искусства, в частности к книге; прививать познавательный интерес к последствиям собственной работы. […]...