Ранний романтизм М. Горького
“Мечтать – это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги!”
М. Горький
Революционный романтизм в раннем творчестве Максима Горького был вызван жизнью и творческими поисками молодого писателя. В период нарастания революционного движения требовалось сказать новое, героическое слово, поэтому нужен был новый герой в литературе. Герои революционно-романтических произведений Максима Горького -“Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Песня о Соколе”, “Песня о Буревестнике” – рождены его революционной мечтой.
Максима
Они призывают активно вмешиваться в жизнь, совершать героические подвиги во имя самой высокой цели – свободы. и счастья народа. “Я свободный человек и буду жить так, как я хочу”, – заявляет Лойко, герой рассказа “Макар Чудра”.
Романтический рассказ
Ларра попытался презреть священные законы человеческой любви. И потерпел крах, он превратился в тень, но страдая, все еще бродит по свету. Величайшее благо на земле – жизнь – становится невероятной мукой, если человек оторван от своего народа.
Другой романтический герой рассказа Данко отдает свои силы жалким, трусливым созданиям, мечтая пробудить в их душах светлые порывы. Соплеменники Данко оказались в безвыходном положении: отрезанными от солнца, отброшенными врагами в болото. И тогда “страх родился среди них, сковал их крепкие руки”, “и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче”.
Сказочный пейзаж насыщен “говорящими” красками и символами. Неустанно варьируются образы серого сумрака, тьмы, теней, “собравшихся сразу всех ночей”. Злые силы сдерживают просветление душ. Люди, лишенные света, пугаются трудностей, страшного леса, испытывают угнетающую неизвестность будущего и в мстительной злобе, гневе обрушиваются на вдохновителя борьбы. “Вы сказали: “Веди!” – и я повел!” – возражал им смелый юноша, но те ревели: “Ты умрешь!” И тогда, страстно любя свой народ, готовый ради него умереть Данко “вдруг разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой”, чтобы осветить путь людям.
Его смерть стала подвигом, который привел к освобождению племени. Но люди жестоки. Они не замечают смерти Данко.
Они радуются тому, что опасность миновала, а трудности позади. Но все забыли, кому обязаны спасением. А тот лежит бездыханный, и на его благородное сердце наступает ногой какой-то “осторожный” человек. Из-за таких “осторожных людей” предаются забвению великие люди и великие поступки.
И все-таки тьма преодолена: “тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река”. И искры гордого сердца Данко, что огоньками светятся в степи, напоминают людям о том, что “в жизни всегда есть место подвигам”.
В “Песне о Соколе” много уже знакомых по рассказу “Старуха Изергиль” мотивов и приемов. Снова перед нами бесконечное, слившееся с синим южным небом море. Крымский чабан Рагим близок по вольному духу дочери молдавских степей Изергиль.
Сокол, как Данко, поражает внутренней силой в битве с тьмой, капли его крови “как искры, вспыхнут во мраке ночи”.
В “Песне о Соколе” происходит столкновение двух жизненных философий. “Песня…” строится на противопоставлении. Несовместимы представления о правде жизни гордого Сокола и ничтожного Ужа. Для Сокола она в возможности “видеть небо”, сразиться с врагом, “храбро биться”.
Ужу дорого ущелье: там “тепло и сыро”, а в облаках он видит “пустое место”, там “нет пищи и нет опоры живому телу”. Могучая природа близка Соколу и чужда Ужу. Море поет гимн смелому Соколу.
Безумство храбрых – вот мудрость жизни! Рагим, который поет песню, и автор прислушиваются к “львиному реву” волн, они тоже верят, что много “смелых сердец зажгут безумной жаждой борьбы и света” капли крови, пролитые Соколом. Призывы Сокола Уж, не сумевший взлететь, посчитал за обман.
Испуганным за свою жизнь птицам из “Песни о Буревестнике” уже не до рассуждений. Они в ужасе перед бурей пытаются спастись от гибели. Чайки “прячут ужас”, гагар “гром ударов пугает”, пингвин “робко прячет” свое тело.
Горький, описывая состояние птиц, подчеркивает предельную степень трусости, мещанской самосохранения. А “смелый Буревестник” “гордо реет”, “реет смело и свободно”, “над тучами смеется”. В песне Буревестника слышится воспевание начавшейся бури. “В смелом крике птицы” -“сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе”.
Сама гроза дана как стихия, смывающая старую жизнь: “не скроют тучи солнца, – нет, не скроют!” Буревестник -“пророк победы”, “над тучами смеется, от радости рыдает”. Буре способны отдаваться только подлинные герои. Грозная стихия несовместима с никчемными, жалкими людьми.
Не случайно “Песня о Буревестнике” воспринималась современниками Горького как призыв к революции и поэтому распространялась как листовка.
Романтизм Горького – активный, он, по словам автора, “стремится усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета в ней”. В самоотверженном подвиге находит счастье легендарный смельчак Данко! Рвется в небо истекающий кровью Сокол!
Возвещает революционную бурю гордый Буревестник!