Райнер Мария Рильке (1875-1926) “Песня о Правде”



Цель: Познакомить с содержанием произведения, показать воспроизведение поэзии украинской истории сквозь призму восприятия австрийца Рильке; усовершенствование навыков текстологического анализа произведения, навыков работы над выразительным чтением; воспитание культуры связной речи, культуры ответа (логичность, последовательность, доказательность, наличие собственной мысли, эмоциональность). Оборудование: Портрет Р Г. Рильке.

Ход урока.

I. ИТоги работы над повестью Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”.

Чтение фрагментов лучших произведений.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Короткий рассказ учителя об австрийском поэте Райнере Марии Рильке (1875-1926).

Учитель. Он писал на немецком языке. Дважды приезжал в Россию – “духовную родину”, как он ее называл, в совершенстве знал русский язык.

Состоял в переписке с известными русскими поэтами Мариной Цветаевой и Борисом Пастернаком.

Считал, что литература, особенно поэзия, а также личность поэта-творца должна сыграть ведущую роль в жизни общества.

Смерть Поэта

Поэт лежал. Его лицо

бледное, отчужденное с подушки выпячивалось, когда знание о мире это расставалось с его естеством и возвращалось во время, которое безразлично дальше идет. Те люди, которые живым поэта знали, не ведали, каким единым он с миром был: его лицом становились эти воды, горы, нивы этих долин.

О, лик его – это весь безграничный мир, который напрасно льнет к нему ныне, а личина, которая укрыла лик человеку,- она чувствительная и нежная, будто плод, обреченный погибнуть в тлении.

(Р. Г. Рильке, перевод М. Бажана).

Сегодня мы познакомимся с прозаическим произведением Р. Г. Рильке – рассказом “Песня о Правде”.

Обратите внимание на написание слова Правда с заглавной буквы. Как вы думаете, Почему автор избрал такую форму?

2. Чтение с остановками (текст добавляется с разделительными примечаниями).

1) С начала рассказа до “Я думаю, никогда нельзя знать,
есть ли в рассказе бог, пока он не совсем закончен”.

– Что имеет имел в виду, говоря о Боге, автор? (Бог – это та сила, которая
влияет на судьбу человека).

2) От “Ведь когда не хватает всего двух слов…” до “Не знаете вы еще
чего-то о тех русских певцах?”.

– Каких именно певцов имел в виду рассказчик? (Народные певцы – бандуристы, что сохраняют в своих пениях-легендах историю).

3) От “Я колебался” до “…об этих необыкновенных людях”.

Кого названо: “Эти необыкновенные люди”? Как вы считаете, почему разговор о Боге постепенно перешел к рассказу о русских певцах?

4) От “Не знаю, чего оно так…” до “И я начал рассказывать”.

Кто такой Эвальд, в чем преимущество его судьбы над другими? (Имеет время сосредоточиться на собственных мыслях). Как можно передать мысли, раздумья, чувства? (С помощью рассказа). Как вы считаете, какую часть рассказа, если рассматривать его композиционное построение, мы с вами сейчас прочитали? (Введение).

5) От “Это творилось в те времена” до “Народ в степях не знал толком,
что творится”.

Какая жизнь была в народе и какое настроение овладело им? С чем сравнивает автор эту атмосферу безнадеги? (“Ночь становится еще безбрежнее”).

6) От “Однако понять непонятную тревогу…” до “образами наиболее
чтимого им святого”.

К чему обращались люди в трудные времена? (Бескрайнее небо, могилы в степи – гробницы прошлых поколений, “буйные песни врываются в сердца тем людям”, иконы).

С чем сравнивает автор иконы? (“Словно верстовые камни бога”, “будто опора, будто определенный знак на пути”).

Как можно назвать все это: обращение к небу, к могилам прошлого, к песням, к иконам – одним словом? (Духовность).

7) От “Так и значит, что Петр Якимович…” до “…в плечах и стане”.

Какой работой, кроме сапожной, владеет Петр и изменяет ли она его личность? (“Спину, согнутую над сапогами, он выпрастывает перед образами…”).

8) От “большую часть своей жизни…” до “выше всех святых”.

По-настоящему ли духовным человеком возникает перед нами Петр? (“Лишь на семидесятом году Петр зашел в отношения с теми, которые остались в его судьбе и чье присутствие он только теперь по-настоящему заметил”).

Посчастливилось ли ему с последними детьми? (Сын не может принять его живопись, дочь не продолжит рода).

9) От “Алексей и сам больше никогда не брался за образа”
до “не знал зачем”.

Что чудного в характере сына Алексея?

Можно ли через эту непохожесть к другим считать его плохим, неудачным? Как мать относится к сыну?

10) От “Как-то теплого, тихого вечера…” до “И тогда все его узнали”.

С чего начинаются изменения в обычной жизни семьи Петра? Что в рассказе является предвестником необыкновенного? (“к дверям, откуда наискось через стол падала полоса света”, “словно ночная птица…”). По вашему мнению, что они прорицают? (Свет и птица – символы высокого).

Какое место занимает этот эпизод в рассказе, если говорить о композиционном построении произведения? (Кульминация, т. е. высший момент напряженности сюжета).

11) От “То был один из слепых кобзарей…” до “Потому запала тишина”.

Случайно ли в кульминационный момент рассказа появляется

Кобзарь? (В начале было упоминание о “русских спевцах”).

О чем по обыкновению пел этот кобзарь? Какие имена вам показались знакомыми?

3. Беседа с учениками

– Можно ли сказать, что в рассказе речь идет об Украине определенных времен (какрих именно?)? Какие есть ссылки на это в тексте? (Отдельные слова-названия, традиции, обычаи, художественные образы).

Учитель. Применение в тексте произведения названий, указаний, примет, описание обычаев и традиций определенной страны в определенные времена называют национальным колоритом.

III. Подведение итогов урока.

– Что является неотъемлемым от жизни человека, от человеческого общества во все времена?

– Что добавляет людям силы в

Трудную минуту?

VI. ДОмашняя задача.

Подготовить короткий пересказ содержания прочитанного.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Райнер Мария Рильке (1875-1926) “Песня о Правде”