Радостный мир православной культуры вокруг нас
2. Содержание программы
Общая тема курса “Радостный мир православной культуры вокруг нас”
1 четверть – “Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях ( православный храм – православная икона – православный праздник)”
2 четверть – “Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни христианина”.
3 четверть – ” Радость православной веры”.
4 четверть – “О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)”.
Тема занятия | Кол. ч. | Методы познания | Основные понятия | Основные знания |
Красота и радость в жизни людей | Красота, радость, грех | Рукотворная и нерукотворная красота | |
Буквица славянская. История славянской азбуки | Беседа, наблюдение | Буквица, слово, письмо | Ее создатели, красота букв. |
Православный храм – Дом Божий | Наблюдение, беседа | Храм, благодать, благочестие, честность, лицемерие | Рождество Пресвятой Богородицы |
О | Беседа, самостоятельная работа | Икона, картина, Символ Креста, Крестная Жертва | Радостный мир православной иконы, скорбь и торжество в православной иконе |
Праздники октября | Православные праздники, доброделание | Христианские радости в в произведениях православной культуры | |
Какими законами Бог сохранял красоту мира | Беседа, наблюдение | Законы, Вавилон, неопалимая купина | Синайское законодательство |
История царя Давида | Тропари, пророк | Псалтирь. | |
Введение во храм Пресвятой Богородицы | Беседа, наблюдение, творческие задания | Храм, скиния. | Внешнее и внутреннее устройство храма. |
Ветхозаветные пророчества о Христе. | Пророк, мученики | Пророчества о Христе | |
Красота и радость в иконах | Икона, иконопись, канон | Два мира в иконе: земной и Небесный | |
Радость встречи | Покаяние, радость | Сретение. Божественная Литургия | |
Иоанн Креститель | Пророчество, спаситель | Христос Спаситель. Добродетель Смирения | |
Для чего Бог пришел к людям? | Беседа, наблюдение, творческая работа | Нагорная проповедь | Жития Святых |
Радость послушания | Беседа, наблюдение, самостоятельная работа | Радость, послушание | Любовь как исполнение закона Божиего |
Радости православной веры | Наблюдение, беседа | Великий Пост | Великий покаянный канон |
О чем рассказывают создатели православной культуры | Радость благовестия спасения | ||
Воля Божия и воля человеческая | Радости жизни современного человека | ||
Праздник праздников | Беседа, творческая работа | Чудо, вера, доверие | Воскресение Христово |
Какой он христианин? | Апостол, праведники | “Доброта и милосердие христианина |
- Учебно – тематическое планирование по основам православной культуры 4 класс Учебно – тематическое планирование По основам православной культуры Классы 4 Учитель Дормидонтова Ирина Алексеевна Количество часов Всего 35 Час; в неделю 1 Часа. Плановых контрольных уроков Часов, зачетов часов, тестов ч. Административных контрольных уроков ч. Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики […]...
- УРОК ПО КУРСУ “ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ КРЫМА” В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ТЕМА: “О БОГЕ-ЗНАЧИТ О ЛЮБВИ” Цель:привить детям любовь к Богу, к ближнему на библейских примерах, житиях святых. Учить сопереживать, сострадать чужому горю;любить и уважать своих родителей. Тип урока:усвоение новых знаний. Оборудование:плакат с пословицами, иконы святых, детские рисунки, карандаши, альбом для рисования, картинки-раскраски, компьютер. Основные понятия и термины:заповеди, притча, левит, самарянин, Милосердие, любовь жертвенная и эгоистичная. Ход урока 1. Изучение нового […]...
- УРОК ПО КУРСУ “ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ КРЫМА” В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ТЕМА: “ТЕПЛО И УЮТ РОДНОГО ДОМА. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ” Цель: Дать детям представление об укладе и традициях жизни крестьян, устройстве русской избы. Учащиеся должны знать, что в старину сказки передавались из уст в уста, дополняясь и обогащаясь рассказчиками, поэтому сказки называются народными. Тип урока: усвоение новых знаний. Оборудование: иллюстрации к сказке, картинки-раскраски. Основные понятия и термины: святой угол, горница, трапеза, лучина. Ход урока. Изучение […]...
- УРОК ПО КУРСУ “ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ КРЫМА” В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ТЕМА: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА “СИВКА-БУРКА” ОТЕЦ И СЫН Цель: Дети должны понять, что означает слово “благословение” с помощью учителя придти к выводу, что послушание и терпение – очень важные свойства характера, понять – почему слово отца – закон. Тип урока: усвоение новых знаний. Оборудование: иллюстрации к сказке, картинки-раскраски. Основные понятия и термины: благословение, смирение, послушание. Ход урока. Изучение нового материала. Русский народ из […]...
- Курс ОРКСЭ “Основы духовно – нравственной культуры народов России” “Светская этика” Тема: “Образцы культуры народов” 4 класс Модуль: “Основы духовно – нравственной культуры народов России” “Светская этика”. Урок №27 Тема: “Образцы культуры народов” 4 класс Стасенко Галина Константиновна, Начальных классов Урай 2014 Пояснительная записка. Тема “Образцы культуры народов России” является второй темой в главе “Каковы истоки правил морали?” Предыдущей была тема “Ценность рода и семьи”. Готовя проекты о своей семье, учащиеся выяснили, […]...
- Тематическое планирование курса “История музыкальной культуры” 10 класс (36 часов) Тематическое планирование курса История музыкальной культуры 10 класс (36 часов) № Тема урока Часы Ссылка на цели курса Содержание деятельности Оборудование I полугодие. Раздел I Язык музыки Единство в многообразии: от гагаку до Чайковского 1 1,3,5,6,9, 15,18,19,21 Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. CD-проигрыватель. Фортепиано. Но и любовь […]...
- По тексту Солоухина Эфир вокруг нас, вокруг Земли и далеко за ее пределами (ЕГЭ по русскому) Почему мы видим окружающий мир именно так, как мы его видим? Выглядит ли он так на самом деле, или этот облик сформирован нашими органами чувств? Как влияет восприятие окружающего мира человеком на него самого? На эти размышления меня натолкнуло прочтение текста В. А. Солоухина. В своем тексте автор поднимает проблему восприятия окружающего мира. В небольшом, […]...
- Литературное произведение в контексте православной культурной традиции Из опыта преподавания авторского элективного курса Пока политики от школы и Церкви спорят о том, должно ли школе заниматься духовным просвещением и образованием, русская литература, хотя и теснимая со всех сторон, в школе живет, просвещает и образовывает современного ученика. Вне православной традиции отечественная литература не существует и не мыслится. И речь идет, конечно, не только […]...
- График контрольных работ по окружающему миру в (4 класс) 2014-2015 учебный год График контрольных работ по окружающему миру В 4 – “Б” классе На 2014- учебный год № П/п Тема контрольной работы № К/р Дата Ка Итого По плану По факту 1 четверть 1. Проверочная работа по теме “Человек – живое существо” №1 Пр./р. – 1 К/р – 1 Пр./р. – К/р – 2. Контрольная работа по […]...
- Постсоветский этап развития отечественной культуры Постсоветский этап развития отечественной культуры Тенденции развития современной культуры: множественность направлений развития культуры, снижение государственного контроля за культурой; падение уровня образования и культуры, разрушение материальной базы целого ряда искусств; резкое сокращение государственного финансирования культуры, низкие заработные платы работников учреждений образования, науки и искусства, передача многих культурных ценностей в частные руки. В целом это приводит к […]...
- Заметки православной многодетной мамы …Сердце мое окаянное, отчего ты печально и снова томишься, как будто не замечаешь бесчисленных поводов к радованию? – От того, что слепотствую. И не нахожу поводыря, и не знаю дороги. – Путь, которым уже идешь, ― твоя дорога. И тот, кто ближе всех к сердцу, ― твой поводырь. – У меня много любящих близких… – […]...
- Золотой век русской культуры Золотой век русской культуры Золотым веком русской культуры считается XIX в. (существует два подхода к периодизации: либо с начала XIX в. до великих реформ, либо с начала XIX в. до конца 1880-х гг., то есть до начала серебряного века). Для развития культуры характерно: приобретение ярко выраженного национального характера; создание классических (то есть сохраняющих ценность вне […]...
- Культура. Сохранение национальной культуры Сохранение национальной культуры – вот нравственная проблема, над которой рассуждает В. Распутин. Размышляя над вопросом сохранения национальной культуры, Валентин Распутин, пересказывая сюжет книги С. Жапризо, проводит параллель между книгой и отечественной культурой. Он считает, что нашей культуре словно сделали пластическую операцию, чтобы некрасивость выдать за красивость, а безродность – за законное право владения. Делая такие […]...
- Особенности культуры периода Киевской Руси 18.1.1. Особенности культуры периода Киевской Руси Особенностями культуры Киевской Руси были: значительная роль религии (так называемого двоеверия, возникшего в результате восприятия православием ряда языческих элементов); открытость и синтетичность русской культуры, то есть наличие мощного культурного влияния соседей Руси, при этом наибольшее влияние было со стороны Византийской империи (из нее на Русь пришли православие, письменность – […]...
- Вокруг памятника Урок – заочная экскурсия Слово учителя. Мы в родном городе Лескова Орле, основанном у слияния рек Оки и Орлик еще в XVI столетии Иваном Грозным в самом сердце России как крепость, которая должна была защищать подступы к Москве. Интересна и богата история города. Обратим сегодня внимание на литературное прошлое Орла. Страстный патриот родных мест, Лесков […]...
- Культура. О разрушении культуры Разрушение культуры, которое может уничтожить все на Земле, – вот проблема, поднимаемая в тексте известным российским писателем и публицистом В. Распутиным. Этот нравственный вопрос очень актуален в наши дни, потому что таит в себе опасность проявления двух других угроз: ядерной и экологической. В. Распутин, рассуждая, какая опасность уничтожения человечества: ядерная, экологическая или угроза, связанная с […]...
- Когда вокруг читают все Восьмиклассник о романе “Собор Парижской Богоматери” Получив в этом году новый математический восьмой класс, я задумался о том, как мне создать у детей ощущение, что читать сегодня стоит. Читать много, разнообразно, с удовольствием, вне программы. Для этого в самом воздухе должно висеть, кожей чувствоваться – здесь, у нас, в школе (а для многих восьмиклассников эта […]...
- Сочинение на тему: ” Отсутствие духовности в искусстве. Охрана экологии культуры” Что такое истинная красота. Очень хорошо понимал и писал об этом Александр Блок. Его стихотворения были пропитаны любовь к своей Родине, к ее красоте и величию. Поэзия Блока была названа “живой водой”, ведь Блок так чутко и трепетно относился к своему делу. Поэт своими стихотворениями учит нас любить людей, природу, красоту. В “Стихах о Прекрасной […]...
- Сочинение на тему: Русские праздники как часть культуры народа Что такое культура народа? Это ряд накопленных знаний о морали, творчестве, умениях, жизненных ценностях определенного количества людей, которых объединяет существование в одной стране. Каждый народ имеет свои традиции и праздники. Русский народ не исключение. Календарь зимних, осенних, весенних и летних праздников настолько разнообразен, что включает в себя огромное количество тех, которые берут свое начало еще […]...
- Основные принципы деятельности государства в сфере культуры Деятельность государства в сфере культуры основывается на следующих принципах: 1) признание, обеспечение и защита прав и свобод человека в сфере культуры; 2) признание равного достоинства культур, равенства прав и свобод в сфере культуры для всех этнических, социально-демографических и иных культурных сообществ в Российской Федерации; 3) признание основополагающей роли культуры в творческом развитии и самореализации личности; […]...
- Проблема экологии культуры. По тексту Д. С. Лихачева Экология представляет собой взгляд на мир как на дом (ЕГЭ по русскому) Очень молодой отраслью научных исследований человека о мире считается сфера экологии. Хотя с уверенностью можно утверждать, что данная область приобретает огромное значение в жизни человека потому что, превращается планета наша в чрезвычайно зависимую от людей. Такое заключение было сделано всеми читателями, ознакомившимися с текстом Д. Лихачева, из которого следует, что “культура…дом для человека, …создаваемый самим […]...
- Неделя культуры добрососедства ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ № МЕРОПРИЯТИЕ УЧАСТНИКИ I ПОНЕДЕЛЬНИК 1 Открытый урок (приглашаются учителя, родители). Тема урока: ” Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Летопись школы” (раздел “История”) 2 класс 2 Выставка рисунков “Наша школа в будущем. Глазами второклассников и их родителей” 2 класс, родители 3 Презентация проекта “Наша школа в будущем” Учитель культуры добр. II […]...
- 20.3.1. Государственная политика в отношении искусства в Третий период развития советской культуры 20.3.1. Государственная политика в отношении искусства В целом можно выделить три периода в отношении государства к искусству: период “оттепели” при Н. С. Хрущеве (середина 1950-х – середина 1960-х гг.): проведение встреч руководителей партии с деятелями культуры (в 1957,1962 и уже после отставки Н. С. Хрущева – в 1963 г.); реабилитация осужденных ранее представителей творческой интеллигенции […]...
- Развитие культуры в российской эмиграции в XX в Развитие культуры в российской эмиграции в XX в. В истории России XIX – начала XXI в. выделяется четыре волны российской эмиграции за рубеж (не считая дореволюционной волны середины XIX в. – 1917 г.): первая – связанная с революцией 1917 г. и Гражданской войной (1914 – 1930-х гг.); вторая – связанная с Великой Отечественной войной; третья […]...
- Культура эпохи античности и ее роль в развитии мировой культуры Культуры греков и римлян, получившие в литературе название “античной”, заложили основы культуры Средиземноморья, новой Европы. Римской культуре была уготована лучшая судьба, чем древнегреческой. В Италии и Франции древнеримская культура никогда не угасала, даже когда победило христианство, а также когда эти цивилизованные территории были ареной варварских нашествий. Культуре Древней Греции повезло меньше. Если Гомер уцелел при […]...
- Развитие хозяйства и культуры 1. Развитие хозяйства и культуры. Страна сказочных богатств. В сказках восточных народов Индия изображалась страной несметных богатств. На Западе слагались легенды о сокровищах индийских князей. Богатства Индии создавались трудом ее народа. Крестьяне рыли каналы и орошали засушливые земли. Они выращивали рис, хлопок, сахарный тростник и пряности. Орошаемая земля давала два-три урожая в год. Другие народы […]...
- Предмет Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) в начальной школе Предмет Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) в начальной школе. Мойсеева Людмила Александровна, учитель начальных классов высшей кв. кат. МБОШИ ТЛИ №128 Методической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. Вопрос духовно – нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителем, […]...
- Памятники культуры. Возможно ли сохранение культурных, литературных и природных памятников? Возможно ли сохранение культурных и литературных памятников – вот вопрос, над которым размышляет автор. Д. Гранин, с тревогой рассказывая о том, что многие памятники культуры исчезают бесследно, приводит нам в пример деятельность Дмитрия Сергеевича Лихачева. Известный литературовед, ученый, публицист, он, когда “.созрело очередное покушение на красоту Невского.”, выступил в защиту сохранности проспекта, являющегося культурным памятником, […]...
- “Семья является первичным лоном человеческой культуры” И. А. Ильин Я полностью согласен со словами известного русского философа Ильина “Семья является первичным лоном человеческой культуры” , так как считаю, что семья является важнейшей составляющей человеческого общества. Именно в семье в процессе воспитания у каждого человека формируются различные нравственные, духовные и культурные ориентиры, взгляды на мир и на жизнь. Семья – важнейший социальный […]...
- Что может сделать каждый из нас, чтобы вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи? (А. П. Платонов “Неизвестный цветок”) Рассказ Платонова “Неизвестный цветок” ставит перед читателями важный вопрос – что может сделать каждый из нас, чтобы вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи? Содержание этого произведения заставляет нас поразмышлять над поставленной проблемой. Главный герой рассказа – маленький цветок, выросший между камнями и глиной. Это одинокое и слабое существо изо всех сил боролось за свою […]...
- Урок культуры Башкортостана в 7 классе на тему: “Образ Салавата Юлаева в искусстве” Урок Урок составила – Нигматзянова Светлана Николаевна, учитель высшей категории СОШ№130, г. Уфа, Башкортостан. Урок культуры Башкортостана в 7 классе на тему: “Образ Салавата Юлаева в искусстве” Цель: – познакомить с различными видами искусства, Раскрывающими образ национального героя; – Отработать навыки групповой деятельности на уроке; – воспитание патриота своей страны, развитие интереса к культуре родного […]...
- Сочинение на тему: “Обсуждение будущего культуры” Обсуждение будущего культуры неизбежно сводится к анализу важнейших современных тенденций и рис, которые с большей или меньшей вероятностью могут развиться в ближайшие десятилетия. Такой анализ ведется в рамках футурологии – относительно новой науки, призванной прогнозировать возможное будущее человечества. Термин “футурология” означает сферу теоретически-практического знания, направленного на анализ перспектив человека и общества. Он был введен в […]...
- Мои впечатления от поэмы Т. Шевченко “Садок вишневый вокруг дома” Тарас Шевченко длительное время находился в каземате Петропавловской крепости. Длинные, одинокие дни и ночи в камере. Много пережил, передумал поэт за это время. Если бы не поэзия, мы об этом никогда бы не узнали. Поэту повезло достать лист бумаги и записать на нем тринадцать стихов. Настоящим шедевром среди них является поэма “Садик вишневый круг дома”. […]...
- Характерные черты культуры серебрянного века Характерные черты культуры серебрянного века. Термином “серебряный век” (предложенным философом Н. А. Бердяевым или литератором Н. С. Гумилевым) обозначается период развития русской культуры рубежа ХIХ-ХХвв. (приблизительно с 1880-1890-х до 1910-1920-х гг.), для которого были характерны: очень интенсивная духовная жизнь и творческий поиск; сосуществование и борьба множества художественно-эстетических стилей. Главным противостоянием считается борьба классического искусства (“старого”, […]...
- Путешествие вокруг земли Обобщающий урок подвижные игры 1 класс Урок – Физическая культура Класс – 1 класс Раздел программы : Подвижные игры Тема урока: Путешествие вокруг Земли Тип урока : Образовательно – познавательный. Цель урока: Развитие двигательных умений и навыков детей через сюжетно-игровые физкультурные элементы урока. Задачи: Воспитательные: Воспитание морально-волевых качеств: коллективизма, чувства сопереживания за свою команду, прекрасного, смелости, патриотизма, любви к занятиям физической […]...
- Третий период развития советской культуры (середина 1950-х – начало 1990-х гг.) Третий период развития советской культуры (середина 1950-х – начало 1990-х гг.) Для этого периода характерно снижение государственного контроля за культурой (по сравнению со сталинской эпохой), что привело к духовному подъему, к отходу от принципов соцреализма в искусстве и появлению разных трактовок отдельных элементов марксизма, разработке новых направлений в науке, а также к возникновению целой контркультуры […]...
- Сочинение на тему: “Влияние культуры” Культура, несомненно влияет на жизнь каждого из нас. Ведь именно она воспитывает нас самого детства, следовательно, от культуры нашей зависит наша жизнь, наше мировоззрение и наше будущее. Литература, музыка, живопись – все это оставляет неизгладимое впечатление в памяти человека и воспитывает в людях правильное восприятие искусства и культуры… Юрий Лотман по этому поводу написал много […]...
- Проблема изменений в русском языке по статье Кронгауза (“Мир вокруг нас меняется…”) (ЕГЭ по русскому) В тексте доктора филологических наук Максима Анисимовича Кронгауза поднята проблема изменений в русском языке. Размышляя над этой темой, автор выражает свое отношение к изменениям в русском языке. М. А. Кронгауз говорит: “Язык должен меняться, и он меняется”. Филолог приводит примеры таких изменений и подчеркивает, что они необходимы. Автор считает, что изменения в обществе неизбежно влекут […]...
- Как купечество повлияло на развитие русской культуры Как купечество повлияло на развитие русской культуры – вот проблема, которую поднимает автор. Андрей Андреевич Вознесенский рассуждает о том, что “мы иногда шаблонно представляем купечество, как сплошных толстопузых толстосумов, Тит титычей и кабаних”, а ведь многие из них внесли огромный вклад в процветание нашей культуры. В пример он приводит П. Третьякова как истинного мецената, восхищается […]...
- Краткая характеристика культуры Средневековья < p>Средневековье – период в истории Европы от падения Римской империи (5 век) до эпохи Возрождения (начало 16 века). Основные черты культуры средних веков: < p>- Господствующая роль религии и церкви в обществе. Человек рассматривается как греховное существо, требующее прежде всего спасения души, очищения перед Богом. Роль искусства в основном рассматривается как способ прославить Бога. […]...