Работа над характеристиками главных героев – Чука и Гека



Учитель. Перескажите особенно запомнившиеся вам случаи из жизни мальчиков, описанные автором.

(Дети пересказывают такие случаи.)

Учитель. Как вы относитесь к братьям: кто из них вам больше понравился и почему? Докажите словами из текста.

Дети. – Мне понравился Чук. Он увлекался коллекционированием, умел показывать китайские фокусы.

А мне понравился больше Гек; он умел петь песни и был честным: не хотел врать маме, а Чук мне здесь не понравился, так как он предложил скрыть от мамы правду о случае с телеграммой.

А мне нравятся

оба героя: они веселые маленькие шалунишки.

– Мне не нравится Чук тем, что он грубо обошелся с младшим братом: со злостью разломал и швырнул его пику.

Учитель. А как надо?

Ученик. Надо было объяснить младшему брату, как себя вести, ведь Чук был старше и должен нести ответственность за Гека, а не провоцировать его на драку.

Учитель. А теперь прочитайте слова, которые можно соотнести с иллюстрацией в учебнике. Какой момент рассказа она отражает?

Отражает ли эта иллюстрация главные черты характера мальчиков, которые послужили причиной дальнейших приключений и происшествий? Какие это черты?

(Ребята

отвечают.)

Учитель. Это ваши мнения, а теперь найдите, как у автора: кто был виноват в том, что телеграмма пропала?

(Ребята перечитывают отрывок из текста на страницах 141142, останавливаясь на репликах автора:

“…от злости у него затряслись руки”;

“…проклятый Гек… яростно тыкал пикой в желтую картонку…”;

“…которые он не истратил, как Гек, на разные глупости…”;

“…Чук вырвал у Гека пику, переломал ее о колено и швырнул на пол”;

“…как ястреб налетел Гек на Чука…”;

“…громко завопил оскорбленный Чук…”

Учитель. А можно ли было избежать ссоры? Как, по вашему мнению, должны были поступить воспитанные мальчики?

(Ребята высказывают свои мнения.)

Учитель. А теперь давайте попробуем составить характеристики этих героев и запишем в таблицу, которая дана в учебнике.

(Ребята выполняют работу в тетради. Можно предложить выполнять это задание по вариантам: одна группа составляет характеристику на Чука, а вторая – на Гека.

Затем проводится обсуждение характеристик, сравнение поведения и поступков героев, их характеров.

Чук

Возраст

Черты характера

В чем проявились? (ссылка на текст)

Лет 56 (на год старше Гека).

Запасливый.

Деньги не истратил, а приберег на поездку (с. 141, 5я строка снизу).

Увлечение коллекционированием.

…он хранил серебряные бумажки от чая, конфетные обертки (если там был нарисован танк, самолет или красноармеец), галчиные перья для стрел, конский волос для китайского фокуса”… (с. 141, 1й абзац).

Несдержанный.

“…от злости у него затряслись руки” (с. 141, 2й абзац снизу).

Хитрый.

Придумал способ, как скрыть от мамы правду о телеграмме (с. 143, 2й абзац сверху).

Грубый.

Вырвал у Гека пику, переломил ее о колено и швырнул на пол (с. 141, 2я строка снизу).

Конфликтный и бестактный.

Не умел решать конфликтные ситуации мирным путем, первым спровоцировал драку.

Гек

Возраст

Черты характера

В чем проявились? (ссылка на текст)

Лет 45 (на год моложе Чука).

Незапасливый.

Истратил деньги “на разные глупости” (по мнению Чука) (с. 141, 4я строка снизу).

Не увлекался коллекционированием.

“У Гека такой коробочки не было…” (с. 141, 2й абзац сверху).

Имел способности к пению.

“Зато он умел петь песни” (с. 141, 2й абзац сверху).

Разиня.

“Да и вообще Гек был разиня…” (с. 141, 8я строка сверху).

Не терпел обид и оскорблений.

Выбросил коробочку Чука за окно в ответ на оскорбление (с. 142, 1й абзац сверху).

Был честным.

На предложение Чука не говорить маме о телеграмме, сказал брату, что врать нельзя (с. 143, 11я строка сверху)

Исходя из данных характеристик, учащиеся обобщают работу, называют общие и различные черты характера братьев.

Домашнее задание. Прочитать текст еще раз и поделить его на части.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Работа над характеристиками главных героев – Чука и Гека