РАБОТА НАД СТИЛЕМ



Соблюдение норм литературного языка – неотъемлемая черта культуры речи, а стилистические нормы выступают критерием оценки языковых единиц, которые функционируют в тому или другому стиле речи. Выпускники, абитуриенты должны быть осведомлены со средствами стилистически грамотного построения высказывания, в частности произведения. Нужно непременно использовать образные средства языка – средства выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворение, аллегории, символы, гиперболы, средства поэтического синтаксиса.

Это предоставит

произведению яркой индивидуальности, эмоциональности, глубины.

Рассмотрим главные стилистические средства языка. Фонетические средства стилистики. Фонетическая система языка разрешает передавать содержание высказывания в гармоническом единстве с мелодичным звучанием – т. е. эвфонией. Но евфонизацию языка нельзя понимать как искусственный прием усовершенствования языка в ее звучании – это одна из ее естественных тенденций в закономерном историческом развитии и усовершенствовании.

Исторически сложилось так, что язык избегает чрезмерного совпадения одинаковых звуков (громких или согласных)

для облегчения произношения.

Лексические средства Лексика языка в зависимости от наличия или отсутствия стилистической окраски делится на два разряда: общеупотребительные слова и стилистически окрашены. Общеупотребительная лексика – это ядро, словарный ее слог, который не изменяется на протяжении возрастов (названия предметов, явлений, качеств, действий, залогов, признаков): дом, школа, лес, поле, солнце, радоваться, весна, зеленый, счастливо. Такие слова используются во всех языковых стилях. Во время написания сочинения нужно пристально следить за отбором лексического слога.

Если это литературно-публицистическое произведение на общественно-политическую тему, то в изложении материала будет преобладать публицистический стиль речи, который обеспечивается употреблением общественно-политической лексики, призывов, торжественных фраз, риторических фигур (вопросов, обращений, окликов), средств сатиры и юмора, старославянизмов, патетики, крылатых выражений, фразеологизмов, афоризмов. Стиль должен отмечаться образностью и другими чертами художественного письма.

Литературно-критическое сочинение должно быть насыщенный литературоведческими оборотами, чтобы обеспечить анализ художественных произведений. Не следует злоупотреблять словами иноязычного происхождения, ведь для передачи определенного понятия, действия, залога в украинском языке есть соответствия, тождественные по смыслу и стилистической окраской. Приводим примеры таких синонимических вариантов в русском языке:

Абсолютный – безусловный, неограниченный, безотносительный абсурд – бессмыслица, бессмыслица адекватный – соответствующий, тождественный вульгарный – грубый, упрощенный горизонт – небосклон, небосклон экзамен – проверка, испытание этикетка – ярлык, товарный знак локальный – местный потенциал – возможности, имеющиеся силы, запасы краски – цвета фон – основа

Большинство глаголов руководит существительными в определенном падеже. Преимущественно падежная форма существительного может не совпадает с формой в русском языке, который служит причиной детей делать грамматические ошибки. Рассмотрим управление отдельных глаголов существительными в определенных падежах с практической целью: предотвратить распространенные ошибки в ученических творческих роботах. Подаем правильную падежную форму существительного: Р. В. – учиться грамоты, предотвращать ласки, послушать совета; Д. В. – благодарю отца; З. В. – предал меня.

Привлечение к тексту однотипных предложений без их мотивации считается за стилистический недостаток. Тем не менее составление связного текста – не просто создания разнообразия типов предложений. Это выбор именно таких синтаксических конструкций лучше всего передают события, мысли, чувство и т. п. Не всегда возможные замены односоставных двусоставными или наоборот. Если в двусоставных подлежащее выражено существительным, то замена на безличное невозможная:

Он не спит. – Ему не спится. Волна отнесла лодку – Волной отнесло лодку. Человек отнес лодку.

Безличные предложения имеют и другие синонимические пары – неопределенно-личные: В бою поранено бойца. – В бою поранили бойца. Именительные предложения создают образные, видимые, сменные картины: Зима. На фронт, на фронт!.. а на перроне люди… Такие предложения охватывают разнообразные явления в единое понятие, используются в воспоминаниях, описаниях.

Они помогают передать быстрое последовательное изменение впечатлений: Замолкает вещь. Вечер. Ночь. Иногда именительное может быть синонимическим безличному: Вечер. – Вечереет.

Но они не имеют соотносительных двусоставных предложений, не допускают распространения их сказуемыми. Стилистические особенности однородных членов предложения зависят от наличия или отсутствия согласительных союзов. Так, законченного характера перечню предоставляет единичный союз: Для меня мать – первейшая советчица и наилучший друг.

Для подчеркивания смысловой нагрузки второстепенных членов предложения применяется повторение предлогов: К счастью, на судьбу, на многие лета.

Заменять можно лишь один из существительных, которые есть в предыдущем предложении, так как иное все предложение становится непонятным: Мелания любит свою работу возле подсолнечников, она есть ее украшением. Накопление местоимений в тексте делает содержание нечетким, расплывчатым: Ему, какой сам недавно начал сознавать мир, очень нравилось объяснять тихой, доброй, старше себя девочке, который он, тот мир, для него ясный и понятный.

Конечная цель экзаменационной письменной работы – текст, который – состоит из связанных между собой по смыслу и строением частей: вступительной – готовит то восприятие; основной, или изложения, – реализует тему; окончание – завершает текст, содержит его главную мысль. Текст может быть реализован в одной из форм типов речи: описании, рассказа, раздумье или в их объединении с преимуществом какой-то одной формы. Тип речи, который выбирает ученик для своего произведения, зависит от типа и темы письменной работы. Так, литературно-критические произведения следует писать, используя объединение разных типов речи, т. е. переходить за потребностью от описания до рассказа или раздумья.

В литературно-публицистических произведениях (на свободную тему) будет преобладать раздумье, так как нужно высказать собственные соображения, наблюдение, понимание темы, аргументировать основные положения. Ученик должен уметь правильно делить текст на абзацы-части, которые содержат определенную мысль. Не следует делать большие абзацы, в которых высказано несколько мыслей, и, наоборот, разрывать текст на маленькие частички по два-три предложения. Подготовка к написанию произведения из украинского языка и литературы, то ли учебного, или контрольного, или экзаменационного, предусматривает такие этапы:

Прочитать текст художественного произведения (если тема предусматривает анализ многих произведений – все рекомендованные учителем произведения, желательно также и самостоятельно выбранные учеником). Обработать материал школьного учебника, что касается темы. Прочитать и сделать выписки из дополнительной критической литературы. Повторно возвратить к тексту, перечитать отдельные места большого произведения, выписать цитаты.

Составить распространенный план произведения с указанием цитат, которые будут использованы в работе (выражения героев, мысли авторов, авторские характеристики, художественные способы, оценка критиков), собственных соображений, суждений. Подобрать эпиграф, если есть такая необходимость. Продумать оригинальное вступление.

Написать главную часть и выводы.

Такая систематическая предыдущая работа перед написанием каждого учебного сочинения будет оказывать содействие успеху, прибавит уверенности в своих силах, облегчит подготовку к вступительному или выпускному экзамену.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

РАБОТА НАД СТИЛЕМ