РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности художественно-эстетическое направление кружок «Юный художник» 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
Художественно-эстетическое направление
Кружок
Юный Художник
3 класс
Пояснительная записка
Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях внеурочной деятельности по изобразительному искусству
Юный художник
Цель данной программы: раскрыть и развить потенциальные художественно — эстетические способности, заложенные в ребенке. Задачи: 1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки на природу.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения: 1 час в неделю — 34 часа в год. Образовательный процесс включает в себя различные Методы обучения :
— репродуктивный (воспроизводящий);
— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения ).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.
Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть: занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизация, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты. Отдельные занятия проводятся в классе с интерактивным обучением, привлекаются электронные наглядные материалы.
Отчет о работе проходит в форме выставок.
На данном этапе важной становится цель — научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить ее выполнение.
Знания и умения, полученные в первые годы обучения, применяются в создании творческих работ.
1. Основы изобразительной грамоты.
Теоретическая часть. — Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь — свободное владение ими.
— Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе — линейной, воздушной.
— Графика. Материалы — тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
— Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
— Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
— Композиция. Основные правила композиции:
А) объединение по однородным признакам;
Б) соблюдение закона ограничения;
В) основа живой и статичной композиции;
Г) группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
Д) подчеркивание субординации между группировками и их взаимосвязь.
( Линией, пластикой,
Законом сцены
— Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок.
Календарно-тематический план:
1. Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Рисунок — тест
Впечатление о лете
2.
Деревья
от общего к частному
3. Осенний натюрморт. Наброски графическими материалами: тушью, заостренной палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция. Ассиметричная композиция.
4. Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа — иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт.
5. Монотипия.
Отражение в воде
6-7.
Скачущая лошадь
8.
Улицы моей деревни
2. Декоративно — прикладное искусство.
Теоретическая часть. — Декоративно — прикладное искусство — художественно выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение.
— Техника создания изделий декоративно-прикладного искусства
— Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью.
— Беседы по декоративно — прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу.
Прогнозируемые результаты.
Ознакомительный этап:
Должны знать: — названия основных и составных цветов;
— понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
— изобразительные основы декоративных элементов;
— материалы и технические приемы оформления;
— названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь: — пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
— полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
— подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
— владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов их смешением;
— моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
— пользоваться материалами.
Развивающий этап:
Должны знать: — особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
— разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
— творчество художников, связанных с изображением природы: И. И. Шишкина, В. М. Васнецова, И. И. Левитана, Т. А. Мавриной — Лебедевой;
— основы графики;
— правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Должны уметь: — пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
— пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
— различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
— рисовать кистью элементы растительного орнамента;
— выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
-проявлять творчество в создании работ.
Исследовательский этап:
Должны знать:
— разнообразие возможных выразительных средств изображения;
— значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
— различные виды декоративного творчества
— основы дизайна;
— творчество мастеров русского искусства: А. К. Саврасова, В. А. Серова, М. А. Врубеля, И. И. Левитана, М. В. Нестерова, К. Е. Маковского.
— правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Должны уметь: — работать в определенной цветовой гамме;
— добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов несложной формы;
— передавать пространственные планы способом загораживания;
-передавать движение фигур человека и животных;
— сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
— свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
— решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком. Методическая литература
1.Герчук Ю. Я.
Что такое орнамент?
2.Компанцева Л. В.
Поэтический образ природы в детском рисунке
3.Маслов Н. Я.
Пленэр.
4.Межуева Ю. А.
Сказочная гжель.
5.Неменский Б. М.
Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания.
6.Нестеренко О. И.
Краткая энциклопедия дизайна
7.Орлова Л. В.
Хохломская роспись.
8.Одноралов Н. В.
Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве
9.
Основы декоративного искусства в школе
Е. Д. Щедрина. — М., 1981г.
10.
Программно — методические материалы. Изобразительное искусство
Сост. В. С. Кузин.
11.Сокольникова Н. М.
Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе
12.Сокольникова Н. М.
Основы живописи
13. Сокольникова Н. М.
Основы композиции
14. Сокольникова Н. М.
Основы рисунка
15. Стасевич В. Н.
Пейзаж: картина и действительность
16. Хворостов А. С.
Декоративно — прикладное искусство в школе
17. Энциклопедический словарь юного художника.- М.,1983г. и др.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата | ||
Основы изобразительной грамоты (10 ч) | ||||
1 | Вводное занятие. Рисунок — тест | . | Материалы, инструменты. Условия безопасной работы. Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал. | |
2 | . Пленэрные зарисовки. | Акварель, гуашь. Принцип | . Воздушная перспектива. Форма, структура. Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. | |
3 | Осенний натюрморт. | Наброски графическими материалами: тушью, заостренной палочкой. Предметы и пространство. | ||
4 | Осенний натюрморт. | Живая и статическая композиция. Ассиметричная композиция. | ||
5 | Небо в искусстве. | Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. | ||
6 | Небо в искусстве. | Творческая работа — иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт. | ||
7 | Монотипия. | . | Интерпретация явлений природы: акварель, тушь черная, заостренные палочки. | |
8 | . | Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. | ||
9 | . | Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. | ||
10 | . Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам. | |||
Декоративно — прикладное искусство (16ч) | ||||
11 | . | Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приема — кистевая роспись. Беседа | . | |
12 | . | Декоративная роспись. Ассиметричная композиция. | ||
13 — 14 | . | Освоение приема — кистевая роспись. Беседа о городецкой росписи. | ||
15 — 16 | Декоративная роспись подготовленной основы. Глубоковская роспись. Творческая работа. | |||
17 — 18 | . | Беседа о хохломской росписи. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. | ||
19- 20 | Откуда пришла Матрешка | Творческая работа — роспись матрешки. Техника исполнения — Полхов-майдан. | ||
21- 22 | Народные глиняные игрушки. | Роспись игрушек в традиционных техниках. (Дымковская игрушка). Творческая работа. | ||
23- 24 | Народные глиняные игрушки. | Роспись игрушек в традиционных техниках. (Филимоновская игрушка). Творческая работа. | ||
25- 26 | Русское народное искусство народов Севера. | Русская народная живопись. | ||
Веселый карандаш (8 ч) | ||||
27 | Беседа. Строение, окраска. Птицы в покое; птицы в полете. Рисование по образцу. | |||
28 | . | Беседа. Анализ изображений животных. Рисование по образцу. Рисование по представлению | ||
29 | . | Беседа. Анализ изображений животных. Рисование по образцу. Рисование по представлению. | ||
30 | Беседа. Рисование рыб. Построение. Цвет как художественно-выразительное средство. | |||
31 | Иллюстрация. Рисование по воображению. | |||
32 | Иллюстрация. Рисование по воображению. | |||
33 | Рисование с натуры. | Наблюдение. Строение, окраска. Рисование предметов, которые нас окружают. | ||
34 | Урок — выставка | Подведение итогов деятельности. Анализ проделанной работы. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности художественно-эстетическое направление кружок «Юный художник» 3 класс