Путями любви, или как написать сочинение по лирике Василия Симоненко

Наши с вами тропы снова и снова приводят нас к любви. Тем не менее, согласитесь, ее путями идти приятно. А сейчас познакомьтесь с Василием Симоненко.

Недлинным был жизненный путь этого человека, но осталось его замечательное наследство – стихи. Родился Василий Симоненко в 1935 году в крестьянской семье на Полтавщине. В этой семье не ломился стол от пищи, так как детство Василия пришлось на годы войны, да еще и отец оставил семью. У меня была лишь мать И был еще седой дед, Писать начал еще в школьные годы.

В 1952 году В. Симоненко поступил на

факультет журналистики Киевского университета. Его избрали старостой вузовской литературной студии. По окончании университета стал работать в газетах.

Честные люди молчать не умеют, и Василий не молчал, а это в те года у нас очень не любили. Тем не менее, поэта не отправили ни за решетку, ни на Колыму или еще куда-то, ни расстреляли, как “врага народа”. Посчастливилось, наверное, ему.

Через несколько лет его жизнь кончилась. Это произошло в декабре 1963 года. Помните из литературы, это было время, когда активно “работали” шестидесятники. Это и Борис Олейник, и Иван Драч, и Лина Костенко.

Симоненко

присоединился к этой знаменитой когорте, но, к сожалению, ненадолго. Похоронен он в Черкассах. А на памятнике – самые известные слова из его “Лебедей материнства”:

Можно все в мире выбирать, сын. Выбрать нельзя только Родину.

Но, вернемся к написанию сочинения. Колыбельная матери, белые лебеди на стене родного дома, вишневый садик, полтавские поля, вербы, тополя всю жизнь сопровождали поэта. Эти образы навеяли ему стихотворение “Лебеди материнства”.

Вам следует проанализировать это стихотворение, раскрыть его главную мысль. В первой части воспроизведены незабываемые, романтически-детские образы рассказов и пений матери: это “розовые лебеди”, что вылетают из туманов, сказки с “седыми глазами”, что заглядывают в окна, “материнская добрая ласка”, которая прогоняла беды и досаду из отчего дома. Вспомните себя в детстве: не видели ли вы там тоже что-то необыкновенное, то, что не видят взрослые.

Возможно, к вам тоже прилетали лебеди, ну, может, и не лебеди, а кто-то подобный Питеру Пену. И не думайте, что Симоненко навсегда сохранил детское восприятие мира. Нет, он вышел из того сладкого времени, но не потерял искренней, бесхитростной души, способной испытывать удивление и во взрослом возрасте.

Что же мы видим во второй части стихотворения? Лебеди уже улетели, наверное, в теплые края, а к нам польется колыбельная песня. Мать укачивает сына и одновременно предостерегает его: Можешь, выбирать друзей и жену, Выбрать нельзя только Родину. Можно выбрать друга и по духу брата, Но нельзя родную выбирать.

Подчеркните в своем произведении, что образы матери и Отчизны недаром стоят рядом, ведь они для каждого человека священны, наполняют его чувствами гордости и достоинства, делают его сильным и непобедимым. И если придется сыну упасть “на чужом поле”, на крыльях материнских лебедей он перенесется к родному краю, к нему “придут из Украины вербы и тополя”, он и смерть встретит не одиноким.

В произведении необходимо отметить большую любовь поэта к Украине – Родине. Жизнь Симоненко, его “я” тесно слилось с жизнью Украины: Земля родная, Мозг мой светлеет и душа нежнее становится, когда твои надежды и мечты в жизнь вливаются мою. (“Земля родная, мозг мой светлеет…” ) Вы можете найти другие выразительные строки, например, такие: Когда мечами злоба небо режет И крушит твою красу вековую, Я тогда с твоим именем умираю И в твоему имени живу!

Вы можете взять любой другой пример. Главное, чтобы там рассказывалось о любви к Родине. А вот “Лебеди материнства” ничем другим заменять не надо. Это программный стих.

В произведении надо отметить, что у Симоненко очень многогранная интимная лирика. Глубиной чувства, внутренней напряженностью, свежестью изобразительных средств выделяется стихотворение “Там, в степи, скрестились дороги”. Степные дороги поэт сравнивает со скрещенными в бое мечами:

Молчат над ними голубые хоралы, В травах тропа свищет, будто кнут. О, сколько судеб навеки разрубили Мечи прадавних скрещенных дорог!

Это не значит, что на каждой из дорог человека ждет гильотина. Похожесть дорог с мечом вызывает ассоциацию с жизненными опасностями, с трудными путями, которыми приходится идти человеку, если он борется с неправдой. Завершается стихотворение обращением к любимой:

Ø…скажи: ты со мной рядом Ø Пройдешь бестрепетно по скрещенным мечам?

Т. е. поэт спрашивает любимую, сможет ли она встречать вместе с ним опасность, смотреть ей в глаза, станет ли надежным другом, так как его жизненные пути – опасны, идти по ним – как по скрещенным мечам. Только не думайте, что Симоненко пророчил себе судьбу одного из героев Арнольда Шварценегера или Жан-Клода Ван Дама. Просто он был неспокойным, честным человеком, который не соглашался с лицемерием многих социальных и моральных норм общества.

Есть у него стихи, в которых рассказывается только о любви. Например, стихотворение “Тишина и гром”, немного похожее на поэзию Олеся “С кручиной радость обняла”. Но есть и свое, симоненковское, чего нет ни у кого, ведь любовь – чувство неповторимое. И поэтому выливается именно такими словами:

Я влюблен пылко, без меры В невиданную красу твою. Все, что в сердце вдохновенно и искренне, Я тебе отдаю. (“Я влюблен пылко…”)

Поищите еще цитаты о любви – их множество. Действительно, муза любви у Симоненко своеобразная. А вот такими чувствами переполняется сердце поэта, когда любимая не отвечает взаимностью:

Мне кажется, – может, я не знаю, – Было и будет так во все времена: Любовь, как солнце, мира открывает Безграничное величие человеческой красоты. ( “Любовь” )

Итак, ваше сочинеие – это ваши раздумья о любви и о воплощении этой темы в творчестве Василия Симоненко. Но, чтобы раскрыть тему, обязательно надо уделить внимание патриотическим чувствам поэта, его любви к матери и Родине. И не бойтесь создавать что-то свое, новое: думайте, создавайте.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Путями любви, или как написать сочинение по лирике Василия Симоненко