Путь исканий и прозрений Андрея Болконского и Радиона Раскольникова

В романах Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” и Л. Н. Толстого “Война и мир” показано два совершенно противоположных жизненных пути, по которым может пойти любой человек. Два человека, не похожие друг на друга по социальному положению.
Они не делятся на хороших и плохих, добрых и злых, умных и глупых, они просто живут, ищут, часто ошибаясь в своих поисках.
Герой Л. Н. Толстого князь Андрей Болконский – по-моему, одна из самых ярких и самых трагических фигур романа “Война и мир”. С первого своего появления на страницах

произведения и до смерти жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике также как и жизнь героя романа Ф. М. Достоевского студента Родиона Раскольникова. Оба эти героя – Андрей и Родион – люди острой мысли и огромной внутренней прямоты.

Они не терпят никакой лжи и фальши.
Мне кажется, что главное в натуре Андрея Болконского – честность и искренность, поэтому он боится громких слов и обещаний. Лучше молчать и бездействовать, а если что-то делать, то тоже без лишних слов. Болконский всей душой желает найти применение своему уму и способностям, “он так всеми силами души искал одного: быть

вполне хорошим…” Но его жизнь похожа не на поиски нового, а на бегство от старого.

Острый ум подталкивает его к деятельности, но внутреннее ощущение стихии жизни останавливает, указывая на тщетность усилий человека.
Родион Раскольников, наоборот, не желает мириться с нравственными устоями того мира, где богатый и сильный безнаказанно господствует над слабыми и угнетенными и где тысячи жизней гибнут, задавленные нищетой. В результате чего, Раскольников убивает жадную, наживающуюся на чужом горе старуху процентщицу. Ему кажется, что этим убийством он бросает символичный вызов всему миру. Убийство ростовщицы показывает, что в самом Раскольникове скрывалась глубоко запрятанная, самолюбивая, гордая мечта о господстве над “тварью дрожащей” и над человеческим “муравейником”.

И эту власть он должен был получить, освободив себя от нравственного закона. Но нравственный закон оказался сильнее его.
Болконский же считает ответственность за других людей непомерным бременем, а принятие за них решений – безответственностью и самовлюбленностью. Андрей уверен в том что, уважая себя и поступая по чести, человек неизбежно будет полезен людям, во всяком случае, не навредит им. Человек с трезвым и скептическим умом, князь Андрей не мог найти себе места в среде лживого корыстолюбия и льстивого карьеризма, царствовавших в светской и военной жизни.
Его патриотизм и ответственность за дело наиболее ярко проявляются на службе у Сперанского и в войне 1812 года: “Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”, им гордились и его любили”. Но, к сожалению, его искреннее желание служить родине, делу сталкивается со всеобщим безразличием.
Ранение и последовавшие после него предсмертные размышления переворачивают сознание Андрея. Для него проясняется то, что он всегда в себе носил, но не выпускал нару-жу, понимание простоты жизни и любви как главной ценности, которая делает людей людьми. Умирая, он прощает и Наташу, и Анатоля Курагина, и весь мир со всеми его недостатками.
Андрей Болконский прошел путь от честолюбивого эгоизма и гордости до самоотречения. Его жизнь – это эволюция гордыни человеческого разума, сопротивляющегося бессозна-тельной доброте и любви, которые и составляют смысл жизни человека.
“Теория” для Раскольникова становится источником трагедии. Раскольников решился проложить путь в будущее не вместе с трудно и сравнительно медленно видоизменявшейся передовой общественной мыслью, а в одиночку и сплеча. Во имя людей Раскольников за-ставляет себя переступить законы человечности – убить.

Но он не может перенести нравственной тяжести своего поступка. Страшные муки совести – его наказание.
В эпилоге романа Раскольников убеждается в ложности своего пути, своей теории. “Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью”.
Несмотря на разное социальное положение, на различие взглядов и стремлений, герои романов “Преступление и наказание” и “Война и мир” проходят сложный путь, совершая огромное количество ошибок, но в итоге приходят к осознанию и пониманию истинных ценностей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Путь исканий и прозрений Андрея Болконского и Радиона Раскольникова