Пушкин Первые уроки
Мы продолжаем печатать выдержки из учительского дневника, начало которого можно найти в № 15 и 16. В этом дневнике — очень нужный разговор о том, как, «из какого сора» получается настоящий урок литературы. Это мужественная попытка отличить «пораженье от победы», честно ответить самому себе на вопрос, как не потерять живого контакта ни с учениками, ни с изучаемым автором.
Первый урок по Пушкину. Сомнений и вопросов еще больше, чем при подготовке первого урока года. Бремя ответственности, бремя Правильной методики, страх сделать и
Может быть, ответы даст «Литература»? С ее порою бесценными учительскими находками, с Живым опытом чтения Пушкина. Из бесчисленного множества статей выбираю три, имеющие непосредственное отношение к теме.
Маргарита Кертес. «Первый урок» — о первом «биографическом» уроке в 9-м классе, отличная методическая разработка (1999. № 35); Иоанна Делекторская. «Пушкин? Пушкин. Пушкин!» — полемический задор чувствуется уже в заглавии (2004. № 7); Тамара Ветрова. «Над легкостью чужой строки вздыхая…» (2003. № 25-26) — это эссе считаю одним из лучших.
Коллеги, оказывается, тоже
Тамара Ветрова: «Я боюсь Пушкина. Честное слово. То ли с подачи чтецов классического толка, то ли с той поры, когда в школе нам намекали: шутки кончились, приступаем к изучению творчества Пушкина, великого русского поэта… Отношения с Великими вообще складываются трудно, и, кажется, не только у меня…
Про Пушкина же и говорить не приходится: он такой великий, что и читать не обязательно; такой великий, что не остается места на «любовь-нелюбовь»».
Еще одна цитата: «Большое, конечно, видится на расстоянии, но в случае с Пушкиным то ли расстояние уже слишком велико, то ли «объект» так огромен, что невольно хочется подойти поближе, заглянуть в Живые глаза, услышать Человеческий голос». Это уже Иоанна Делекторская.
Вот эту мысль о Живом, человеческом Пушкине в классе считаю очень важной. А для этого на уроке необходим диалог учителя с учениками, ученика с самим собой, нас всех с Пушкиным.
Вспоминаю собственный прошлый опыт.
Легко с пятиклассниками. Они открыты Пушкину (если не замучены пушкинскими сказками в начальной школе) и еще так мало (много?) знают об «объекте». Значит, можно дать работу «Что я знаю о Пушкине?». Прямо на уроке, вдруг, без предупреждения.
Ни в коем случае не дома — родители все испортят. Получается здорово! Порой незнание, не-вежество одиннадцатилетних лучше скрупулезного, академического всезнайства и залог искреннего, Личного отношения к Пушкину.
Вот выдержки из работ пятиклассников.
«У Пушкина была жена Гончарова. Но жену Пушкина любил еще один француз. Дантес. Француз попал Пушкину в бедро, а Пушкин приподнялся и стрельнул ему в плечо «.
«Пушкина приглашали на бал с женой, а царь полюбил ее. Пушкин хотел отказаться от балов — каждый раз новое платье! — но царь сказал, что отстранит его от какой-то работы, а Пушкину нужна была эта работа, потому что ему было нечем кормить своих многочисленных детей».
В этом есть что-то от Хармса, анекдотов «Веселых ребят» и просто «народного» Пушкина (эти бесконечные «А работать за тебя Пушкин будет?», «Что я вам — Пушкин — за все отвечать?»).
…Еще один интересный ход. Срабатывает опять же не позже 5-6 класса. Беру отрывок из повести Юза Алешковского «Кыш и я в Крыму». В ней есть такой эпизод: восьмилетний Алеша Сероглазов в парке крымского санатория встречает…
Пушкина. Читаю:
«Да! Да! Александра Сергеевича, живого Пушкина, с бакенбардами, с кудрями, выбивающимися из-под шляпы, как на портрете в книге сказок, с тяжелой палкой в руках… Я подумал, что сплю и что все это мне снится…
Но Пушкин, слегка наклонив голову, задумчиво шел по дорожке».
Герой повести стал расспрашивать поэта «о разных важных вещах и пустяках»:
«И о чем только я его не спросил: и со скольких лет он пошел в школу? И были ли в том лицее уроки труда? И кого он больше боялся — царя или завуча? И где он покупал гусиные перья, и про многое другое…
Я только ни разу не упомянул про…».
В этом месте останавливаюсь и даю задание: «А с какими вопросами обратились бы к Пушкину лично вы, окажись в подобной ситуации? О чем, по-вашему, нельзя было бы спрашивать Пушкина? Продолжите этот отрывок, попытайтесь при этом войти в роль Алеши Сероглазова».
Пишем тут же, на уроке. Это может быть всего несколько строк. Зато какой толчок для развития фантазии, ассоциативного и творческого мышления, упражнений в стилизации.
Приведу наиболее удачные работы.
«Окажись я на месте Алеши Сероглазова, я бы тоже задал Александру Сергеевичу уйму вопросов: «Какие черты характера он больше всего ценит в друге и по какому принципу выбирает друзей? Какой предмет из лицейской программы ему больше всего пригодился в жизни?» И даже такие: «Курил ли он в детстве? Есть ли у него авто и какой марки?»»
«Я только ни разу не упомянул про забавный случай из лицейских лет. Хоть мне и было жутко интересно, но я все же не спросил, куда он убежал от Державина, как ему удалось спрятаться так, что никто не смог его отыскать. Я отлично знал, что у каждого уважающего себя мальчишки есть такое абсолютно секретное место, о котором никто не должен знать «.
«Я только ни разу не упомянул про то, что сдал «У лукоморья дуб зеленый…» на двойку: то у меня скелеты в босоножках, то русалка торчит. Все, решено, хоть летом, но сдам Наталии Ильиничне стихотворение на пять, а то перед Александром Сергеевичем стыдно…»
Иногда я читаю на первом уроке «по Пушкину» в 8-м классе работы, написанные моими учениками, теми самыми, что сидят сейчас передо мной, в прежние годы. «Неужели это я так написал? Сейчас бы ни в жизнь!» Завязывается интересный разговор о том, что было раньше и что теперь. Что узнали о Пушкине за эти годы, что читали, слушали, видели.
В общем, та же самая тема, но с поправкой на возраст. Получается тоже неплохо. Особенно если говорить по очереди и при этом не повторяясь.
И все же, что делать сейчас, с моими восьмиклассниками? У которых в глазах нескрываемое: «Опять этот Пушкин! Сколько можно мучить беднягу!
Каждый год — одно и то же». Что поделаешь — «нежный» возраст.
Права Иоанна Делекторская: способ борьбы со Скучным Пушкиным в школе один — «максимальное приближение зрителей/слушателей к бытовым и психологическим реалиям века и конкретной личности».
С ходу отвергаю ставшую уже общим местом в методике тему «Мой Пушкин». Как тема для письменного высказывания (и только однажды!) еще куда ни шло, но на уроке, при одноклассниках, никто ничего не скажет. Да и нет у большинства никакого своего Пушкина (детский лепет о первом слушании пушкинских сказок не в счет).
Впрочем, не буду утверждать, что такой ход вообще не возможен. Может, у кого-то и получается…
А если начать с Моего Пушкина? Не с их, а с Моего?
А Мой Пушкин — это сотни три марок в альбоме со старой витиеватой надписью. Время от времени я достаю альбом и совершаю по нему свои Прогулки с Пушкиным.