Пушкин, Евгений Онегин. Как объяснить, что в своем плане Пушкин на­звал первую главу “Хандра”?



В первой главе есть многоточия, которые обо­значают пропуск строк или строф. Для Пушкина – это композиционный прием, который создает мно­гоплановость художественного пространства текста, помогает переходить от одного эпизода к другому. Проанализируйте этот прием.

В первой главе пропущены IX, XIII, XIV, XXXIX, XL, XLI строфы. Так, в X строфе сообщается об овладении Онеги­ным наукой “страсти нежной, которую воспел Назон”; несколько строк посвяще­ны ссылке Овидия в Молдавию. Пропуск строфы – весьма удачный прием, одно­временно и отделяющий

упоминание о судьбе Овидия от дальнейшего повество­вания о Евгении, и связующий воедино повествование.

Или по завершении темы любовных ув­лечений Онегина автор пропускает две строфы, показывая ее обширность и бес­конечность (так много времени и душев­ных сил отнимали романы), и переходит к описанию дня Онегина, что очень логич­но. Пропуски, обозначенные многоточия­ми, делают композицию главы стройной и становятся мотивированными переходами от темы к теме или соединительными звеньями внутри одной темы.

Строфы романа “Евгений Онегин” одинаковы как по числу строк, так и по их рифмовке. Чередова­ние

рифм, избранное Пушкиным в романе, встреча­ется в третьей песне “Руслана и Людмилы”. Такая строфа названа “онегинской”. Схема рифмовки: абаб ввгг деед жж.

Проверьте это, выбрав любую из строф этой или другой главы.

Весь роман состоит из “онегинских строф”.

Перечитайте строфы, которые рассказывают об Онегине. Попробуйте рассказать о том, как вы представляете себе этого героя.

Онегин – светский молодой человек из высшего петербургского общества. Он до­статочно хорошо образован, знает антич­ную литературу, латинский язык в той мере, чтобы разбирать письменные текс­ты и читать в подлиннике некоторые художественные произведения (“И пом­нил, хоть не без греха, из “Энеиды” два стиха”), интересующийся современными историческими и экономическими те­ориями, почитатель произведений запад­ноевропейского романтизма. Онегин в со­вершенстве владел всем, что необходимо светскому молодому человеку: француз­ским языком, танцами, посещал совре­менный театр, оперу и балет.

Евгений очень серьезно следил за своей внеш­ностью и был, как “dandy лондонский одет” (“Подобно ветреной Венере, когда, надев мужской наряд, богиня едет в мас­карад”). Он исправно ведет светскую жизнь, блистает на балах, получает одоб­рительные оценки общества (“Свет ре­шил, что он умен и очень мил”), прекрас­но владеет “наукой страсти нежной” и пользуется большим успехом у светских красавиц.

Наряду с посещением балов он встреча­ется и с передовыми деятелями тогдаш­ней эпохи. Они названы в первой главе, например Каверин. Автор говорит о своем знакомстве и даже дружбе с ним. Именно он нам при этом говорит о чертах характе­ра Онегина: “мечтам невольная предан­ность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум”.

Если среди дам он блистал “огнем нежданных эпи­грамм”, то с друзьями принимал участие в язвительном споре, произносил “шутки с желчью пополам” и сочинял “мрачные эпиграммы”.

Светская жизнь, красавицы и даже книги наскучили Онегину, наступил пе­риод разочарования в окружающей дейст­вительности и обществе. В это время в де­ревне умирает дядя, и молодой наследник едет в деревню, предполагая, что его ожи­дает скука у постели больного дяди, кото­рого он не знал. С этих размышлений и начинается первая глава романа “Евгений Онегин”.

Как объяснить, что в своем плане Пушкин на­звал первую главу “Хандра”? Относится ли это на­звание только к состоянию Онегина или оно касает­ся также мыслей и чувств Автора?

Если внимательно прочитать строфы, в которых автор раскрывает свои взаимо­отношения с Онегиным, то неудовлетво­ренность у них в целом общая. И хандра тоже.

Страстей игру мы знали оба:

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас;

Обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей На самом утре наших дней.

Найдите строфы, в которых мы видим Автора и героя вместе. Как вам кажется, в них больше сход­ства или различия? Ответ обоснуйте.

Пожалуй, больше общего. И автор, и ге­рой мыслящие, образованные дворяне, с высокими интеллектуальными запро­сами, критическим отношением к жиз­ни и людям. Однако уровень разочарован­ности разный. “Я был озлоблен, он уг­рюм”, – пишет автор о себе и об Онегине.

Попытайтесь объяснить заботу Пушкина об иллюстрации к этой главе. Почему он не только со­здал набросок иллюстрации, но и просил, чтобы ху­дожник сохранил точное расположение Онегина и автора на фоне Петропавловской крепости?

Критическое мышление автора и Евге­ния Онегина простиралось на многие те­мы, в том числе и социально-политиче­ские. Вспомним, что, прибыв в деревню, “ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благосло­вил”. Критическое отношение к властям Пушкин постарался выразить и через ри­сунок, изображавший его и Онегина стоя­щими спиной к Петропавловской крепос­ти, “твердыни власти роковой”.

Иронич­ное напоминание “не плюй в колодец, милый мой”, – это легкий намек на то, что взгляды героя и автора таковы, что могут вызвать и серьезный гнев властей. Уже цитировалась строка о злобе “слепой Фортуны и людей”. К тому времени Пуш­кин уже получил назначение и отправил­ся в южную ссылку.

Охарактеризуйте “онегинскую строфу”. Как связана ее ритмическая структура с композицией романа?

Онегинская строфа создана Пушкиным специально для формирования жанра ро­мана в стихах. Это позволило органично чередовать повествование с лирическими отступлениями и философскими раз­думьями, монолог с диалогом. Каждая строфа имеет завершенную тему, обрам­ленную стройной и логичной композици­ей. “Каждая онегинская строфа в отдель­ности, как в капле росы, отражает компо­зиционную структуру всего романа: первый катрен – экспозиция, второй – развитие действия, третий – кульмина­ционный момент, заключительное четве­ростишие – своеобразный пуант, пред­ставляющий собой некий итог, вывод, разрешение эпического или лирического повествования”. (Федотов О. И.)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Пушкин, Евгений Онегин. Как объяснить, что в своем плане Пушкин на­звал первую главу “Хандра”?