Публий Овидий Назон (43 до н. э. – ок. 18 н. э.)
Этот, по словам Пушкина, “певец любви”, происходил из старинного “всаднического” рода. Он родился в городе Сульмоне, получил хорошее образование в Риме, готовил себя к адвокатской деятельности и считался блестящим оратором и декламатором. Но верх одержала все же тяга к поэзии, проявившаяся в ранние годы.
Дебютировал он сборником элегий “Любовные элегии”; главная героиня, муза поэта, выведена под именем Коринны, древней беотийской поэтессы. Овидий изображает себя идущим в цепях за колесницей Амура. Другая книга Овидия –
Демонстрируя проникновение в женскую психологию, Овидий фантазирует, что могли бы написать Медея – Ясону, Дидона – Энею, Пенелопа – Одиссею, Федра – Ипполиту.
Широкую известность приобрела и его книга “Наука любви”, пародийный дидактический трактат о том, как следует добиваться успеха на любовной ниве. Трактат адресовался как мужчинам, так и женщинам. Овидий “наставляет”, как находить предмет любви, как добиться его расположения, как любовь удержать.
В
Э. император Август велит ему отправиться в изгнание.
Причины сей немилости до сих пор не вполне ясны; выдвигаются разнообразные версии. Официально поэт обвинялся в “безнравственности”, в том, что его произведения, дескать, подрывали усилия императора, направленные на укрепление морали, семейной жизни. Овидий был сослан на берег Черного моря в город Томы (ныне Констанца), что на территории современной Румынии.
Вдали от Рима, привычной обстановки и друзей Овидий страдал, жаловался на судьбу, это нашло отражение в его поэтических книгах “Скорбные элегии” и “Письма с Понта”. Он обращается к друзьям, к императору с просьбой облегчить свою участь. После смерти Августа у Овидия затеплилась надежда на возвращение в Рим.
Он отправлял письма к новому императору, Тиберию, как известно, обладавшему большими познаниями в литературе, но безуспешно.
Овидий так и умер в изгнании. В городе Констанце в Румынии возвышается памятник Овидию Назону с надгробной надписью, эпитафией, сочиненной им самому себе: “Я здесь лежащий, я тот, кто шалил, любовь воспевая, /Даром погублен своим. Имя поэта Назон, /Ты же” мимо идущий, коль сам любил ты, промолви: /”О, да будет легка праху Назона земля”. Главное произведение Овидия – “Метаморфозы” (“Превращения”), поэма, состоящая из 15 книг, – бесценный кладезь мифологических сюжетов (их около двухсот), каждый из которых завершается “превращением” богов и людей в. животных, растения, минералы, источники, реки, созвездия.
Начинается поэма, а все события разворачиваются здесь в хронологическом порядке, первым превращением хаоса в землю и завершается превращением Юлия Цезаря в комету.
Благодаря Овидию читатели получили изящно и красочно изложенные мифы, ныне всемирно известные: о Дедале и Икаре, об Орфее и Эври-дике, Филемоне и Бавкиде, о Нарциссе и многие другие. Римская мифология, главным образом сказания, связанные с римскими праздниками, получила воплощение в книге Овидия “Фасты” (“Месяцеслов”). Овидий был исключительно популярен в эпоху Возрождения.
Сюжеты его “Метаморфоз” перерабатывались в новеллы, в либретто опер и балетов.
В России его очень любил Пушкин. Находясь в южной ссылке, в частности в Бессарабии, недалеко от тех мест, где когда-то тосковал римский поэт, Пушкин сочувственно вспоминал его судьбу (стихотворением “К Овидию”, в поэме “Цыганы”). В стихотворении “Желания” Пушкин писал: “В моих руках Овидиева лира, /Счастливая певица красоты, /Певица нег, изгнанья и разлуки”. Б. Г.