Психологическое эссе Джеймса Джойса “Джакомо Джойс”, его автобиографический характер

Цель: помочь ученикам осознать эстетично-художественные особенности произведения; развивать навыки восприятия модернистских произведений, умение наблюдать за художественным полотном, анализировать его, высказывать свои впечатления; воспитывать эстетичные вкусы, любовь к искусству.

Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстративные материалы.

Тип урока: формирование умений и навыков.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности учеников.

Учитель. Литературовед К. Гениева пишет о психологическом эссе

“Джакомо Джойс”: “На этих шестнадцати страницах была апробирована новая поэтика, с помощью которой эпос человеческой жизни, эпос духа и тела, истории и частной жизни был помещен в границе одного “…” дня “…”, который растянулся до размеров вечности”. Об объединении “мига” и “вечности”, драматизма и иронии, новую поэтику в эссе “Джакомо Джойс” и будет идти на уроке.

II. Объявление темы и цели урока

III. Актуализация опорных знаний

1. Рассказ учеников о жизни и творчестве писателя Джеймса Джойса, его модернистские поиски.

2. Высказывание учениками впечатлений

от прочитанного эссе “Джакомо Джойс”.

IV. Формирование умений и навыков.

1. Слово учителя.

Произведение “Джакомо Джойс” считается одним из наилучших образцов малой модернистской прозы. Написанный в виде ряда фрагментов, он является своеобразной художественно-дневниковой летописью истории одной любви.

Реальной основой сюжета была пережитая писателем влюбленность в Амалию Поппер, его ученицу. Напряженное, динамическое, богатое разнообразными оттенками течение чувств лирического героя, который воспринимает любовную ситуацию во всей ее невероятной противоречивости и усложненности многочисленными табу, ведь он – зрелый мужчина, и вдобавок состоящий в браке, а она – молодая девушка; он – учитель, она – ученица; его отношение к своим чувствам – лирично-ироническое, ее – немного кокетливое,- все это представляет содержание произведения. Фрагменты, из которых составляется эссе, фиксируют отдельные моменты любовных взаимоотношений, отражают вспышки чувств героя и воссоздают разные ракурсы образы любимой.

Поскольку художественные приемы модернизма многозначные, то отдельные эпизоды можно понимать как такие, которые происходят лишь в разожженном воображении лирического героя. В поэтике произведения широко используются импрессионистические средства (впечатление, “остановленный миг” и т. п.), элементы “потока сознания”.

2. Наблюдение над текстом.

Джеймс Джойс создал своеобразный жанр психологического эссе, в котором внимание сосредоточивается на внутренней жизни личности. Автор сам становится героем литературного произведения. Об этом свидетельствуют факты биографии писателя.

Назовите их, обозначьте схематично.

– Найдите в тексте цитаты, которые характеризуют лирическую героиню как “молодое благородное лицо”; кокетливую женщину; полувзрослую-полуребенка; влюбленную.

– произведение начинается вопросом “Кто?”. Почему?

– Какие ассоциации вызывает в сознании лирического героя оскорблений девушки? (“Жеребенок”, “холеная в неволе птица”, “чернявый цыпленок”, “одалиска”, “звездная гадюка”)

– Найдите в произведении использованные автором приемы иронии. (“Чернявый цыпленок напуган: неожиданно врывает; короткие поникшие крики: она плачет за своей мамой, опытной наседкой”).

– Исследуйте, какие цвета преобладают в описаниях, какое создают настроение, впечатление? (Фиолетовый, розовый, серый, темный, черный и др. – в зависимости от настроения).

– Найдите слуховые, тактильные и другие образы, выясните их роль. (Короткий смешок, прохладный разговор, подборы выстукивают пустошь и т. п.).

– Найдите описания гаммы чувств лирического героя. (Возможно, появление “ее” – зарождение чувств – нерешительность – переживание ее болезни – укоры совести из-за жены – взаимность – разлука – угасание чувств).

– Найдите примеры использования “потока сознания”, элементов пародийности, интертекстуальность.

3. Составление схемы психологического портрета автора по произведению.

V. Домашняя задача

Подготовиться к контрольной работе по теме “Вступление. Литература первой половины ХХ ст. творчество Г. Ибсена, Ф. Кафки, Дж. Джойса”.

VI. Итоги урока.

Интерактивное упражнение “Микрофон”.

Продолжите предложение:

– Необыкновенное впечатление оказало на меня…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Психологическое эссе Джеймса Джойса “Джакомо Джойс”, его автобиографический характер