Психологические игры для дошкольников
Психологические игры для детей дошкольного возраста
Тренинг для дошкольников “В краю хорошего настроения “
Автор: Сангалова Наталья Геннадьевна, педагог-психолог Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения “Детский сад № 145 ” комбинированного вида города Дзержинска Нижегородской области.
Описание материала : использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния, последующая стабилизации эмоционального состояния доступными для дошкольников
Материал рассчитан на детей дошкольного возраста, будет полезен для педагогов-психологов детских садов.
Цель – коррекция эмоционального состояния доступными для детей дошкольного возраста средствами.
Задачи:
Образовательные:
– учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;
– закрепить понятие “настроение “;
– учить детей сознательно регулировать свое поведение и эмоциональное состояние, знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;
–
Развивающие:
– развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;
– развивать интерес детей в изучении самих себя;
– развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности;
– развивать навыки релаксации,
– развивать межполушарное взаимодействие, внимательность.
Воспитательные:
– воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;
– повышать социальную компетентность;
– создавать положительный эмоциональный настрой;
– способствовать сплочению детского коллектива.
Материал: карточки 8 цветов (красный, синий, желтый, зеленый, малиновый, серый, коричневый, черный), клубок, ватман, карандаши, восковые мелки, фломастеры; магнитофон, аудиозаписи.
Ход занятия:
1.Вступление.
Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.
Каждый знает без сомнения,
Что такое настроение.
Иногда мы веселимся,
Иногда скучаем мы,
Часто хочется взбодриться,
Но бываем и грустны.
Очень странное явление –
Перемена настроения.
Всем ребятам важно знать,
Что не стоит унывать.
Поскорее собираемся –
В край чудесный отправляемся!
Сегодня мы побываем в краю хорошего настроения.
2.Игра “Разноцветное настроение “
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
– Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!
Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет.
Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:
Красный – бодрое, активное настроение –
Хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
Желтый – веселое настроение –
Хочется радоваться всему;
Зеленый – общительное настроение –
Хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
Синий – спокойное настроение –
Хочется спокойно поиграть, послушать
Интересную книгу, посмотреть в окно;
Малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
Серый – скучное настроение –
Не знаю чем заняться;
Коричневый – сердитое настроение –
Я злюсь, я обижен;
Черный – грустное настроение –
Мне грустно, я расстроен.
– Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.
Дети обозначают цветом свое настроение.
– Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.
3.Игра “Радостная песенка “
Цель: положительный настрой, развитие чувства единства
– У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть – “Я очень рада, что Дима в группе есть… “.
Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поем ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернется ко мне. Отлично!
– Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала еще крепче, а настроение улучшилось.
4.Танцевальная терапия.
Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.
– Музыкальные движения повышают настроенье.
Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.
– Когда зазвучит припев, мы будем дружно шагать по кругу, а когда услышим мелодию куплета – быстро найдем себе пару и будем хлопать друг другу по ладошкам (двумя руками, правой и левой рукой поочередно).
Звучит песня “Вместе весело шагать ” (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского.)
Дети образуют круг, а затем самостоятельные пары и танцуют под музыку.
5.Упражнение на релаксацию.
Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.
– Радостному настроению помогает расслабление.
Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: “Я очень хороший ” или “Я очень хорошая “.
Представьте себе чудесное солнечное Утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох.
Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны.
Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны.
Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох.
А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и веселое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.
6.Арт-терапевтическое упражнение “Чудесный край “
Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.
– А сейчас давайте вместе
Нарисуем край чудесный.
Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги, который расстилается прямо на полу. Тема рисунка “Чудесный край “. Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, “превращают ” их во что угодно.
Совместное рисование сопровождается звуками природы.
7.Упражнение “Сухой душ “
Цель: создание и сохранение позитивной установки.
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Надо душ сухой принять.
Детям предлагается пройти через “сухой душ “.
– Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью.
Заряд хорошего настроения, приобретенный в чудесном краю, сохранится в вас надолго.
Предлагаемые игры и упражнения интересны и доступны для дошкольников с разным уровнем подготовленности.